Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4781/2022 (УИД 22RS0068-01-2022-005074-25) по иску Васильчука Дмитрия Александровича, Филаткова Игоря Михайловича, Кузнецова Данила Сергеевича, Козловского Валерия Владимировича, Мельникова Евгения Владиславовича к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" о взыскании индексации заработной платы, возложении обязанности установить размер оклада, по кассационной жалобе Васильчука Дмитрия Александровича, Филаткова Игоря Михайловича, Кузнецова Данила Сергеевича, Козловского Валерия Владимировича, Мельникова Евгения Владиславовича на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васильчук Дмитрий Александрович (далее по тексту - Васильчук Д.А, истец), Филатков Игорь Михайлович (далее по тексту - Филатков И.М, истец), Кузнецов Данил Сергеевич (далее по тексту - Кузнецов Д.С, истец), Козловский Валерий Владимирович (далее по тексту - Козловский В.В, истец), Мельников Евгений Владиславович (далее по тексту - Мельников Е.В, истец) обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края (далее по тексту также - ответчик), краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" (далее по тексту - КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул", ответчик) о взыскании индексации заработной платы, возложении обязанности установить размер оклада.
Требования мотивированы тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" в должностях водителей. За период с 2014 года по 2021 год им не производилась индексация заработной платы.
Постановлением Правительства Алтайского края от 23 октября 2017 г. N 375 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также работников учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета, перечень выплат компенсационного, стимулирующего характера, минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых профессий рабочих и предельные размеры повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам.
В соответствии с данным Постановлением Приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 14 декабря 2018 г. N 386 утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края.
На основании данного Приказа приказом главного врача от 15 января 2019 г. N утверждено Положение об оплате труда работников КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул". В соответствии с приложением N к указанному Положению минимальный размер окладов водителей автомобиля 1 квалификационного уровня по наименованию профессий рабочих, по которым предусмотрено присвоение 4 и 5 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий установлен в размере 5146 рублей.
Согласно расчетным листкам при начислении заработной платы истцам установлен оклад в размере 5240 рублей.
Статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, но с 2014 г. индексация заработной платы работников краевых государственных учреждений не производилась.
С учетом изложенного, истцы просили признать незаконными действия КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул", Министерства здравоохранения Алтайского края по непроведению индексации заработной платы истцам, взыскать с КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" в пользу истцов задолженность по индексации заработной платы, в пользу Филаткова И.М. за период с января 2014 г. по декабрь 2021 г. в размере 42738, 72 рублей, в пользу Козловского В.В. за период с января 2014 г. по декабрь 2021 г. в размере 42738, 72 рублей, в пользу Мельникова Е.В. за период с января 2014 г. по декабрь 2021 г. в размере 42738, 72 рублей, в пользу Кузнецова Д.С. за период с февраля 2015 г. по декабрь 2021 г. в размере 32441, 06 рубль, в пользу Васильчука Д.А. за период с декабря 2016 г. по декабрь 2021 г. в размере 22500, 66 рублей, возложить на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность осуществить финансирование указанных мероприятий по индексации заработной платы, установить оклады истцам с 1 января 2022 г. в размере 8801, 56 рубль.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 27 октября 2022 г. заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула от 27 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Васильчук Д.А, Филатков И.М, Кузнецов Д.С, Козловский В.В, Мельников Е.В. просят отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы КГБУЗ "Станцией скорой медицинской помощи, г. Барнаула" представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истцы состоят в трудовых отношениях с КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул", работают в должностях водителей автомобилей скорой медицинской помощи.
КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" является краевым государственным бюджетным учреждением, финансируется из бюджета Алтайского края.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из средств краевого бюджета, средств обязательного медицинского страхования и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
В спорный период в КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" действовали ряд коллективных договоров.
Коллективный договор на 2012 - 2015 годы, утвержденный 6 марта 2012 г, которым предусмотрено, что оплата труда приведена в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением администрации Алтайского края от 26 октября 2011 г. N 607 "Об утверждении Отраслевого положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности" и иными нормативно-правовыми актами, определена Положением об оплате труда.
Положением о выплатах стимулирующего характера в указанный период предусматривались выплаты за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы, за особый и оперативный режим работы, отдельным категориям специалистов.
Выплаты осуществляются в пределах утвержденного фонда оплаты труда учреждения на соответствующий финансовый год за счет всех источников финансового обеспечения за исключением целевых средств.
Коллективный договор на 2015 - 2018 годы, утвержденный 6 марта 2015 г.
Согласно Положению об оплате труда, приложение N к указанному коллективному договору заработная плата включает в себя оклад, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты. Размеры окладов работников, занимающих общеотраслевые должности, устанавливаются на основе отнесения должностей к соответствующим квалификационным уровням ПКГ по соответствующим квалификационным уровням (пункт 2.2.1).
Предусмотрены выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы, премиальные выплаты по итогам работы, единовременные выплаты, отдельным категориям специалистов, иные выплаты (пункт 5.2).
Пунктом 5.3.1.1 Положения об оплате труда предусмотрены выплаты за стаж непрерывной работы от 3 до 5 лет - 30 %, от 5 до 7 лет - 55 %, свыше 7 лет - 80 %.
Коллективный договор на 2018 - 2021 годы, утвержденный 5 марта 2018 г.
Согласно Положению об оплате труда, приложение N к указанному коллективному договору, заработная плата включает в себя оклад, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты. Размеры окладов работников, занимающих общеотраслевые должности, устанавливаются на основе отнесения должностей к соответствующим квалификационным уровням ПКГ по соответствующим квалификационным уровням (пункт 2.2.1).
Пунктом 2.1.7 установлены повышающие коэффициенты к окладам за стаж непрерывной работы согласно приложению N.
Приложением N установлены выплаты за стаж непрерывной работы от 3 до 5 лет - 30 %, от 5 до 7 лет - 55 %, свыше 7 лет - 80 %.
Положением об оплате труда предусмотрены выплаты стимулирующего характера за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы, премиальные выплаты по итогам работы, единовременные выплаты, отдельным категориям специалистов, иные выплаты (пункт 5.2).
В последующем в коллективный договор внесены изменения (утвержденный 15 января 2019 г.), в том числе размеры повышающих коэффициентов за стаж непрерывной работы изменены (понижены), установлены, в том числе по должностям водителей выездных бригад станций скорой медицинской помощи в размерах от 3 до 5 лет - 15%, от 5 до 7 лет - 25%, свыше 7 лет - 40%.
В течение спорного периода размеры окладов истцов установлены в соответствии приложением к Положениям об оплате труда по ПКТ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" 2 квалификационный уровень и составляли 1 января 2012 г. - 3905 рублей, 1 октября 2012 г. - 4139 рублей, 1 октября 2013 г. - 4367 рублей, 1 апреля 2015 г. - 5240 рублей, 1 июня 2022 г. - 5 856 рублей.
При этом в указанный период на территории Алтайского края отраслевые системы оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов, а также работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета были установлены следующими нормативно-правовыми актами:
- постановление Администрации Алтайского края от 18 марта 2011 г. N, которым в том числе установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих и предельные размеры повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам.
При этом по ПКТ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" 2 квалификационный уровень установлен минимальный размер оклада 1947 рублей, предельный размер повышающего коэффициента 1, 96;
- постановление Правительства Алтайского края от 23 октября 2017 г. N, которым в том числе установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих и предельные размеры повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам.
При этом по ПКТ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" 2 квалификационный уровень установлен минимальный размер оклада 2178 рублей, предельный размер повышающего коэффициента 1, 96.
На основании указанных постановлений для работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края (ранее Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности) были разработаны примерные положения об оплате труда, в которых, в том числе, определены размеры окладов работников.
Примерные положения об оплате труда работников утверждены следующими нормативно-правовыми актами: приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 4 мая 2012 г. N 540 "О реализации постановления Администрации Алтайского края от 26 октября 2011 г. N 607" (период действия с 1 января 2012 г. по 20 июля 2018 г.) - размер оклада по ПКТ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" 2 квалификационный уровень составил 2897 рублей, приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 17 июля 2018 г. N 222 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края" (период действия с 20 июля 2018 г. по 1 апреля 2019 г.) - размер оклада по ПКТ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" 2 квалификационный уровень составил 3240 рублей, приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 14 декабря 2018 г. N 386 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края" (период действия с 1 апреля 2019 г. по настоящее время) - размер оклада по ПКТ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" 2 квалификационный уровень составил 3240 рублей.
При этом постановлением Администрации Алтайского края от 18 марта 2011 г. N 128 и постановлениями Правительства Алтайского края от 23 октября 2017 г. N 375 было предусмотрено, что повышение минимальных окладов (должностных окладов) работников краевых государственных учреждений всех типов, финансируемых за счет средств краевого бюджета, в том числе руководителей учреждений (организаций), осуществляется на основании нормативных правовых актов Алтайского края.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в течение спорного периода индексация размеров окладов работников медицинских организаций предусматривалась нормативно-правовыми актами Алтайского края.
На основании постановления Администрации Алтайского края от 24 октября 2012 г. N 576 с 1 октября 2012 г. оклады работников краевых государственных учреждений всех типов, в том числе работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, были увеличены на 6 %.
Соответствующее повышение произведено в КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" на основании приказа от 17 октября 2012 г. N
При этом, поскольку размер должностного оклада водителей был установлен на указанную дату в размере 3905 рублей, при повышении на 6% он стал составлять 4139 рублей.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 сентября 2013 г. N 503 с 1 октября 2013 г. оклады работников краевых государственных учреждений всех типов, в том числе работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, были увеличены на 5, 5%.
Повышение произведено на основании приказа КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" от 10 октября 2013 г. N Размер оклада по должности истцов стал составлять 4367 рублей.
В последующем с 1 апреля 2015 г. произведено повышение оклада на 20%, в связи с введением в действие нового Положения об оплате труда, согласно которому размер оклада по занимаемой истцами должности установлен в размере 5240 рублей.
В дальнейшем повышение окладов органами исполнительной власти Алтайского края в течение спорного периода до 1 июля 2022 г. не производилось, в связи с чем суды указали об отсутствии оснований для увеличения оклада истцам.
Распоряжением Правительства Алтайского края от 20 декабря 2017 г. N 414-р предусмотрено органам исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных краевых государственных учреждений, главным распорядителям средств краевого бюджета, краевым государственным учреждениям принять меры по увеличению с 1 января 2018 г. на 4 процента обеспечиваемой за счет средств краевого бюджета оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных). Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществлять в пределах средств, предусмотренных главным распорядителям средств краевого бюджета законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Распоряжениями Правительства Алтайского края от 31 мая 2019 г. N209-р, от 31 июля 2020 г. N 250-р, от 1 октября 2021 г. N 303-р предусмотрено принятие соответствующих мер с 1 октября 2019 г, 1 октября 2020 г. и 1 октября 2021 г, соответственно.
Вместе с тем установлено, что при принятии распоряжений Правительства Алтайского края о проведении повышения оплаты труда в 2018 - 2021 годах соответствующие денежные средства на повышение оплаты труда работников КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" не выделялись.
Между тем, постановлением Администрации Алтайского края от 26 октября 2011 г. N 607 и приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 14 декабря 2018 г. N 386 до 1 июня 2022 г. предусматривалось, что руководители медицинской организации вправе устанавливать работникам повышенные по сравнению с минимальными размерами окладов размеры окладов в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Размеры должностных окладов по должности истцов в спорный период превышали размеры должностных окладов по аналогичным должностям в других краевых государственных бюджетных учреждениях.
Кроме того, при изменениях в оплате труда в виде уменьшения повышающего коэффициента за стаж непрерывной работы произведено установление стимулирующей выплаты за качество выполняемой работы, производились (увеличивались) выплаты за интенсивность.
Из представленной КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" информации о размерах начисленной заработной платы, отработанном времени следует, что в течение спорного периода произошло увеличение заработной платы.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что работодатель истцов относится к числу государственных учреждений, финансируемых из бюджета Алтайского края, размеры окладов истцов индексировались в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Алтайского края, а также путем увеличения фонда оплаты труда в пределах средств, предусмотренных главным распорядителям средств краевого бюджета законом Алтайского края на соответствующий финансовый год и плановый период, работодателем принимаются меры по повышению уровня реального содержания заработной платы путем введения, изменения применяемых выплат стимулирующего характера, в течение всего спорного периода произошло увеличение заработной платы истцов, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истцов со стороны работодателя на индексацию заработной платы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, как основанном на правильном применении норм материального права и соответствующим обстоятельствам дела.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно части 1 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Как следует из положений части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3, 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы.
Согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, индексация заработной платы, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги является одной из форм повышения уровня реального содержания заработной платы, как меры государственных гарантий по оплате труда работников.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 июня 2010 г. N 913-О-О, индексация заработной платы по своей природе представляет собой государственную гарантию по оплате работников.
В данном определении указано, что в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.
Из правовых положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работодатели, относящиеся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанное положение вытекает из особенностей финансирования данных органов и учреждений - за счет средств соответствующего бюджета, определенного порядка выделения и расходования бюджетных средств, в том числе на цели оплаты труда работников.
В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными способами: в организациях, финансируемых из федерального бюджета - устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ - устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов - актами органов местного самоуправления.
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит указаний о сроках и порядке проведения индексации заработной платы.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно части 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Из указанного правового регулирования следует, что суд не вправе обязать органы государственной власти субъекта Российской Федерации принять либо дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, как и не вправе подменять указанные органы, осуществляющие государственные полномочия, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Постановлением правительства Алтайского края от 24 марта 2022 г. N 95 в постановление Правительства Алтайского края от 23 октября 2017 г. N 375 внесены изменения, которыми предусмотрено, что повышение уровня реального содержания заработной платы работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных) обеспечивается индексацией заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, осуществляемой органами исполнительной власти Алтайского края в размере и сроки, устанавливаемые постановлениями Правительства Алтайского края о такой индексации. Указанное постановление вступило в силу 25 марта 2022 г.
Вопреки доводов кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что работодателем принимались меры к повышению уровня заработной платы, в течение спорного периода индексация размеров окладов работников медицинских организаций предусматривалась нормативно-правовыми актами Алтайского края, работодатель истцов относится к числу государственных учреждений, финансируемых из бюджета Алтайского края, размеры окладов истцов индексировались в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Алтайского края, а также путем увеличения фонда оплаты труда в пределах средств, предусмотренных главным распорядителям средств краевого бюджета.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что Положение об оплате труда не предусматривает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, поскольку на основании приказа Управления Алтайского края по труду и занятости населения от 24 марта 2022 г. N 45/Пр/35 (ред. от 10 октября 2022 г.) "Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в примерных положениях (положениях), разрабатываемых органами исполнительной власти Алтайского края, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета", с 1 июня 2022 г. минимальные размеры окладов общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих бюджетных учреждений были увеличены в 1, 5 раза, а пунктом 2 приказа предусмотрено, что повышение минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников осуществляется при принятии Правительством Алтайского края решений об индексации (увеличении) оплаты труда.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истцов, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истцов, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных постановлений.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Васильчука Дмитрия Александровича, Филаткова Игоря Михайловича, Кузнецова Данила Сергеевича, Козловского Валерия Владимировича, Мельникова Евгения Владиславовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.