Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьева В. Н, судей Малолыченко С. В, Даниловой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1352/2023 (75RS0025-01-2022-002974-04) по иску военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести обслуживание сетей наружного освещения военного городка, по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Даниловой О.Н, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А. В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор Борзинского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" о возложении обязанности провести обслуживание сетей наружного освещения военного городка.
Требования мотивированы тем, что по итогам прокурорской проверки было выявлено неудовлетворительное состояние наружного освещения военного городка N ("адрес"), обслуживаемого производственным участком 9/4 жилищно-коммунальной службы N 9 (с. Домна) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу. На территории военного городка неисправно более 34% (32 из 92 шт.) приборов освещения периметра, обязанности по их обслуживанию, с заменой вышедших из строя ламп и светильников, не производится. Актом осмотра и дефектной ведомостью по итогам осеннего осмотра 2021 года установлена необходимость проведения текущего ремонта сетей наружного освещения, однако необходимые ремонтные работы не проведены.
Истец просил возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории военного городка N "адрес".
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2022 г. исковые требования военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" о возложении обязанности провести обслуживание сетей наружного освещения военного городка удовлетворены.
Постановлено обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу провести текущий ремонт сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории военного городка N "адрес"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г. решение суда первой инстанции от 13 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить оспариваемые судебные постановления. Принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов указывает на то, что непосредственное обслуживание светильников сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории в/г N "адрес" осуществляется производственным участком 9/4 ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО. Не имеется возможности произвести замену в виду отсутствия в ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ исправного автогидроподъемника. На запрос в АО "Оборонэнерго" с просьбой оказать содействие в обслуживании сети наружного освещения, а именно выделить автогидроподъемник для замены неисправных светильников получен отказ в связи, с занятостью персонала и нехваткой спецтехники. Направлен запрос в филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО N370/У/9/781 от 22.04.2022 г. с просьбой рассмотреть вопрос о возможности заключения договора с АО "Оборонэнерго" на аренду автогидроподъемника для выполнения работ по замене неисправных светильников наружного освещения.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А. В. возражал относительно доводов кассационной жалобы.
От ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность решения и апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях технического обслуживания объектов электросетевого хозяйства между Министерством обороны РФ и АО "Оборонэнерго" 27 мая 2015 г. заключался контракт, на основании которого обслуживание электросетевого хозяйства, в том числе сетей наружного освещения, включая осветительные приборы военного городка N 69 осуществлялось АО "Оборонэнерго" до 31 декабря 2017 г.
В соответствии с указаниями заместителя обороны РФ и руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ и актом приема-передачи от 23 января 2018 г. в эксплуатационное содержание ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ передано электросетевое хозяйство, в том числе сети наружного освещения военного городка N в "адрес"
Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 607, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Для достижения указанных целей ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществляет, в том числе, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы (пункт 14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ).
По итогам прокурорской проверки установлено неудовлетворительное состояние сетей наружного освещения военного городка N ("адрес"), переданных на обслуживание по акту приема-передачи от 25 января 2018 года жилищно-коммунальной службе N 9 (с. Домна) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу.
По актам осеннего осмотра от 23 сентября 2021 г. необходимо заменить 32 из 92 приборов освещения периметра (34% неисправно).
Разрешая спор, руководствуясь статьями 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N61-ФЗ "Об обороне", суд первой инстанции, отклоняя возражения ответчика и удовлетворяя исковые требования, указал на обязанность ответчика обслуживать сети наружного освещения военного городка. Недостатки освещения не позволяют обеспечить предусмотренный законом уровень видимости комфорта и безопасности в темное время суток, охрану объекта, в связи с чем, необходимо выполнить ремонт, определенный ведомостями дефектов и актами осмотров.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данным выводом судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не имеется возможности произвести замену неисправных светильников ввиду отсутствия в ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России исправного автогидроподъемника, судебные инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, установив, что обозначенные сети наружного освещения нуждаются в проведении текущего ремонта, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения, однако на момент разрешения судом спора по существу необходимые работы не проведены, указанные сети являются собственностью Министерства обороны РФ, переданы на обслуживание ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, пришли к обоснованному выводу о том, что в силу вышеизложенного правового регулирования, уставной деятельности учреждения мероприятия по текущему ремонту сетей наружного освещения являются обязанностью ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Названные доводы не указывают на неправильное применение норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судами, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции.
Вновь приводя данные доводы, заявитель фактически выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Соловьев
Судьи
С.В. МалолыченкоО.Н. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.