Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3983/2022 (УИД 55RS0006-01-2022-005336-51) по иску Решетняка Юрия Анатольевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Решетняка Юрия Анатольевича на решение Советского районного суда г. Омска от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решетняк Юрий Анатольевич (далее по тексту - Решетняк Ю.А, истец) обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 9 по Омской области, ответчик) о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 23 августа 2021 г. в порядке перевода он был принят и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы начальником отдела общего и хозяйственного отдела Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области. 3 ноября 2021 г. он уволился из Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области по собственному желанию, в связи с чем ему была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 7, 17 дней в размере 5966, 01 рублей.
Не согласившись с указанной суммой, 16 сентября 2022 г. он обратился к ответчику с заявлением о проведении в добровольном порядке перерасчета данной компенсации, в чем ему было отказано.
В свою очередь истец полагает, что при расчете компенсации за неиспользованный отпуск должны быть учтены премии и средства материального стимулирования, в связи с чем он вправе рассчитывать на доплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 30953, 83 рубля.
С учетом изложенного просил возложить на межрайонную ИФНС России N 9 по Омской области обязанность выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 30953, 83 рубля без учета вычета НДФЛ, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Омска от 23 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, с межрайонной ИФНС N 9 по Омской области в пользу Решетняка Ю.А. взыскана недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 1427, 48 рублей, компенсация морального вреда 3000 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 марта 2023 г. решение Советского районного суда г. Омска от 23 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Решетняк Ю.А. просит отменить решение Советского районного суда г. Омска от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 марта 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области представлен письменный отзыв.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменном отзыве на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Решетняк Ю.А. с 3 февраля 2014 г. по 20 августа 2021 г. проходил государственную гражданскую службу в межрайонной ИФНС России N 5 по Омской области.
С 23 августа 2021 г. он проходил государственную гражданскую службу в межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области в должности начальника отдела общего и хозяйственного обеспечения (служебный контракт N от 23 августа 2021 г, приказ о приеме работника на работу от 23 августа 2021 г. N).
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области от 25 октября 2021 г. N заключенный с Решетняком Ю.А. служебный контракт от 23 августа 2021 г. расторгнут 3 ноября 2021 г. по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В связи с увольнением Решетняку Ю.А. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 7, 17 календарных дней, предусмотренная частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере 5966, 01 рублей.
При исчислении указанной компенсации ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований, что послужило основанием для обращения Решетняка Ю.А. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования и премии федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Установив таким образом наличие у ответчика перед истцом задолженности по полагающимся денежным выплатам, суд также счел обоснованным требование о взыскании компенсации морального вреда, определив ее в размере 3000 рублей.
Согласно условиям служебного контракта N от 23 августа 2021 г. денежное содержание Решетника Ю.А. состояло из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 5825 рублей в месяц, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы в размере 1977 рублей в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30% оклада - 1748 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 100% оклада - 5825 рублей, ежемесячного поощрения в размере одного должностного оклада в месяц - 5825 рублей, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС N9 по Омской области, исполнения должностного регламента, единовременно выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (пункт 9).
Таким образом, ежемесячное денежное содержание истца за полный отработанный месяц составило 24380 рублей без учета НДФЛ, а также сумм начисленных премий по приказу за выполнение особо важных и сложных заданий.
Из представленных в материалы дела расчетных листков Межрайонной ИФНС России N9 по Омской области за 2021 г. следует, что Решетняку Ю.А. в августе 2021 г. начислено денежное содержание 7757, 28 рублей, в сентябре 2021 г. - 24380 рублей и премия по приказу 70000 рублей, в октябре 2021 г. 24380 рублей, в ноябре 2021 г. - 9623, 1 рубля.
На основании письма УФНС России по Омской области от 7 сентября 2021 г. "О бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование" 15 сентября 2021 г. издан приказ о выплате материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России.
В соответствии с приложением к указанному приказу размер премии Решетняка Ю.А. определен в сумме 70000 рублей.
Таким образом, согласно пунктам 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 562, расчет суммы компенсации за неиспользованный отпуск истцу подлежит исчислению исходя из месячного денежного содержания на дату расторжения служебного контракта с учетом 1/12 суммы, выплаченных премии за фактически отработанный истцом период.
Вместе с тем, как следует из представленных ответчиком карточки-справки N за 2021 г. от 7 ноября 2022 г. и произведенного на ее основе расчета компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 5966, 01 рублей, ответчик исходил из неиспользованных дней отпуска в количестве 7, 17 дней и суммы денежного содержания в размере 24380 рублей, при этом премия за выполнение особо важных и сложных заданий, являющуюся составляющей денежного содержания, в размере 70000 рублей учтена не была.
Так, с учетом полученных истцом сумм денежного содержания и средств материального стимулирования сумма среднего заработка Решетника Ю.А. составила 1031, 17 рубль ((24380 рублей + 70000 рублей/12)/29, 3) и при увольнении истцу полагалась выплата компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 7393, 49 рубля (1031 рубль 17 копеек х 7, 17 дней).
Суд апелляционной инстанции согласился с расчетом компенсации за неиспользованный отпуск, произведенным судом первой инстанции, а также компенсацией морального вреда.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79- ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (действовали в спорный период и до 1 января 2023 г.) (далее по тексту - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29, 3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Как предусмотрено в пункте 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта; а в случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере полутора должностных окладов, премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в редакции от 2 июля 2021 г.).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 г.) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента), на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации, на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 г.) порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (действовал в спорный период и до 1 января 2023 г.) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763) (действовал в спорный период и до 1 января 2023 г.).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Решетняком Ю.А. требований о составе его денежного содержания для исчисления спорной выплаты относится определение правовой природы произведенных ему налоговой инспекцией в период прохождения службы выплат в виде средств материального стимулирования и премий.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о взыскании с ответчика в пользу истца разницы между суммой, подлежащей выплате, и фактически выплаченной истцу в счет компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1427, 28 рублей являются законными и обоснованными.
Из представленных в материалы дела справок о доходах и суммах налога физического лица за 2021 г. формы 2-НДФЛ, карточки-справки за 2021 г. и реестров на перечисление денежных средств следует, что после увольнения с федеральной государственной гражданской службы Решетнику Ю.А. была начислена и выплачена 19 ноября 2021 г. сумма 21210 рублей (премия за выполнение особо важных задач), а 27 декабря 2021 г. выплачены - 25735, 35 рублей (премия за выполнение особо важных задач) и 30758 рублей (средства материального стимулирования).
В указанной части суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что действующий в отношении федеральных государственных гражданских служащих порядок исчисления денежного содержания не предусматривает возможность расчета компенсации за неиспользованный отпуск, которая подлежит выплате в день расторжения служебного контракта, с учетом начисленных и выплаченных после увольнения со службы премии и средств материального стимулирования.
Вопреки доводов кассационной жалобы порядок расчета компенсации за неиспользованный отпуск соответствует приведенному правовому регулированию и не нарушен, тогда как то обстоятельство, что указанные полученные истцом после увольнения выплаты причитались за фактический период работы, само по себе не изменяет установленный пунктом 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, порядок исчисления месячного денежного содержания, согласно которому стимулирующие выплаты подлежат учету только те, которые фактически были начислены гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы о необоснованном применении судами Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, не подлежащих применению на основании пункта 10 Правил, поскольку занимаемая истцом должность не была отнесена к отдельным должностям гражданской службы, в отношении которых устанавливался особый порядок оплаты труда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, тогда как судами первой и апелляционной инстанций этим доводам дана надлежащая правовая оценка, они не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 23 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 1 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Решетняка Юрия Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.