Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3578/2023 (УИД 24RS0048-01-2022-012557-23) по иску Осипенко Елены Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, назначении ежемесячной денежной выплаты, по кассационной жалобе Осипенко Елены Ивановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Осипенко Елена Ивановна (далее по тексту - Осипенко Е.И, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ОСФР по Красноярскому краю, ответчик) о признании решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет незаконным, назначении ежемесячной денежной выплаты.
Требования мотивированы тем, что Осипенко Е.И. является матерью ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ
Пенсионным органом ей было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет ввиду наличия земельного участка размером свыше 0, 25 гектара в городской черте.
Вместе с тем, она с дочерью зарегистрированы и проживают в г. Красноярске и не являются собственниками земельного участка в городской черте.
В этой связи она просила суд признать решение ответчика незаконным, возложить на него обязанность назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 18 января 2023 г. исковые требования удовлетворены, решение ОПФР по Красноярскому краю от 3 июня 2022 г. N об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет признано незаконным, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность назначить и выплатить Осипенко Е.И. ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению Осипенко Е.И. от 31 мая 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 апреля 2023 г. решение Советского районного суда г. Красноярска от 18 января 2023 г. отменено, принято новое решение, которым заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Осипенко Е.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 апреля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Осипенко Е.И. является матерью несовершеннолетнего ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельствами о рождении.
Отец ребенка ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 5 октября 2018 г.
Несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена до 21 февраля 2027 г.
31 мая 2021 г. Осипенко Е.И. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 14 декабря 2021 г. N Осипенко Е.И. отказано в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Причиной отказа послужило наличие в собственности заявителя и членов его семьи земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Установлено, что Осипенко Е.И. с 31 марта 2022 г. зарегистрирована по месту жительства в "адрес"
ФИО2 также имеет регистрацию по месту жительства в "адрес" с 8 ноября 2018 г.
Согласно справке Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноярска школа N 6" ФИО2 является обучающейся "данные изъяты" класса и проходит обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и не находится на полном государственном обеспечении, период обучения с 31 августа 2017 г. по 31 мая 2023 г.
В соответствии со справкой врачебной комиссии КГБУЗ "Красноярская городская детская больница N 8" от 1 ноября 2022 г, ФИО2 состоит на диспансерном учете с диагнозом "данные изъяты" Имеет значительное выраженное нарушение "данные изъяты" Является ребенком-инвалидом.
Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, Осипенко Е.И. имеет в собственности земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: "адрес", площадь участка составляет "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным решения ОПФР по Красноярскому краю от 3 июня 2022 г. об отказе в назначении (предоставлении) меры социальной поддержки Осипенко Е.И. в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
При этом суд исходил из того, что земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес" приобретались истицей с целью проживания в деревне, поскольку ребенок является инвалидом с детства, рекомендовано пребывание на свежем воздухе, а спорный земельный участок находится в сельской местности, для которой суммарная площадь земельного участка не должна превышать 1 гектар.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и пришел к выводу о том, что Осипенко Е.И. не относится к лицам, имеющим право на ежемесячную денежную выплату.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" с 1 апреля 2022 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 данного Указа, ежемесячная выплата предоставляется, в случае если ребенок является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты; размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты; в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей; в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100 процентов величины прожиточного минимума для детей, размер ежемесячной выплаты подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей.
Ежемесячная выплата производится с 1 мая 2022 г. Пенсионным фондом Российской Федерации, в случае если полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты переданы субъектом Российской Федерации Пенсионному фонду Российской Федерации и исполняются Пенсионным фондом Российской Федерации за счет переданных ему средств бюджета субъекта Российской Федерации и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты (пункт 5 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630 утверждены "Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет" (действовавшие на дату возникновения спорных правоотношений).
В силу пункта 2 указанных Основных требований право на получение ежемесячной денежной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации (далее - заявитель) (пункт 3).
Ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, но не ранее 1 апреля 2022 г, до достижения ребенком возраста 17 лет (пункт 8).
В силу абзаца 6 подпункта "з" пункта 23 Основных требований основаниями для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, являются, в том числе, наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, и земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца, поскольку Осипенко Е.И. с дочерью зарегистрированы и фактически проживают в г. Красноярске, который не относится к территории сельских поселений или межселенных территорий, в связи с чем суммарная площадь находящегося в собственности земельного участка должна определяется по месту жительства (пребывания) истицы, а не по месту нахождения земельного участка, и не должна превышать 0, 25 гектара.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы апелляционного определения соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Осипенко Елены Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.