N 88-15928/2023
г. Кемерово 29 августа 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Андугановой О.С, рассмотрев материал N 9-1373/2022 (УИД: 55RS0001-01-2022-008185-14) по исковому заявлению Первичной профсоюзной организации бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" к Бюджетному учреждению "Пожарно-спасательная служба Омской области" о возложении обязанности по исполнению правил внутреннего трудового распорядка, по кассационной жалобе Первичной профсоюзной организации Бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" на определение Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 г, апелляционное определение Омского областного суда от 5 апреля 2023 г,
УСТАНОВИЛ:
Первичная профсоюзная организация бюджетного учреждения "Пожарно - спасательная служба Омской области" обратилась в Кировский районный суд г. Омска с иском о возложении на ответчика обязанности по выполнению пункта 4.1.6 Правил внутреннего трудового распорядка - по обеспечению постов указанным оборудованием. В обоснование иска истец ссылался на то, что Правилами внутреннего трудового распорядка предусмотрено оборудование пожарных постов кроватями, кушетками, креслами, кухонной мебелью, бытовой техникой для хранения, разогрева и приема пищи. В Учреждении 120 пожарных постов с суточным режимом работы, ни один из которых не оснащен вышеперечисленным оборудованием. Первичная профсоюзная организация бюджетного учреждения "Пожарно - спасательная служба Омской области" просила возложить на ответчика обязанность по выполнению п. 4.1.6 Правил внутреннего трудового распорядка - по обеспечению постов указанным оборудованием.
Определением Кировского районного суда г. Омска от 29 ноября 2022 г. указанное исковое заявление оставлено без движения. Для устранения недостатков искового заявления истцу предоставлен срок до 14 декабря 2022 г, предложено представить документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления, квитанцию об оплате госпошлины. Процессуальный срок устранения недостатков в последующем определением суда от 13 декабря 2022 года продлен до 19 декабря 2022 г.
Во исполнение определения от 29 ноября 2022 г. первичной профсоюзной организацией бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание искового заявления; платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины, не представлен.
Определением Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 г. исковое заявление возращено истцу со всеми приложенными к нему документами в связи с неисполнением требований, изложенных в определении от 29 ноября 2022 г.
Апелляционным определением Омского областного суда от 5 апреля 2023 г. определение Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 г. оставлено без изменения. Оставляя определение Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 года без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Первичная профсоюзная организация Бюджетного учреждения "Пожарно - спасательная служба Омской области" не зарегистрирована в качестве юридического лица, в связи с чем, не обладает процессуальной правоспособностью, понятие которой содержится в статье 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для принятия иска к производству, а исковое заявление подлежало возврату по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Первичная профсоюзная организация Бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене определения Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 г, апелляционного определения Омского областного суда от 5 апреля 2023 г.
Судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С. 26 июня 2022 г. возбуждено производство по жалобе, кассационная жалоба Первичной профсоюзной организации Бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции полагает, что при вынесении судебного постановления судом апелляционной инстанции такие нарушения были допущены и они выразились в следующем.
Оставляя исковое заявление Первичной профсоюзной организации Бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" к Бюджетному учреждению "Пожарно-спасательная служба Омской области" о возложении обязанности по исполнению правил внутреннего трудового распорядка, без движения, суд первой инстанции в определении от 29 ноября 2022 г. указал, что в нарушение статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации председателем Первичной профсоюзной организации Бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины или не представлены доказательства наличия оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, не приложены предыдущие правила внутреннего трудового распорядка, доказательства обращения к ответчику с заявлением об устранении недостатков по оборудованию пожарных постов, не представлены документы, подтверждающие наличие у Панкова А.Н. полномочий на подписание искового заявления.
Срок для устранения недостатков установлен до 14 декабря 2022 г.
Во исполнение определения от 29 ноября 2022 г. первичной профсоюзной организацией бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" были представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления; платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины, не представлен.
Определением Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 г. исковое заявление Первичной профсоюзной организации бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" возвращено истцу в связи с не устранением в срок до 14 декабря 2022 г. недостатков, указанных в определении Кировского районного суда г. Омска от 29 ноября 2022 г. на основании статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением Омского областного суда от 5 апреля 2023 г. определение Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 г. оставлено без изменения. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того обстоятельства, что поскольку Первичная профсоюзная организация бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" в Едином государственном реестре юридических лиц не зарегистрирована в качестве юридического лица, у районного суда отсутствовали основания для принятия иска к производству. Руководствуясь подпунктом 4 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у районного суда имелись основания для возврата иска, а ошибочные выводы о необходимости оплаты государственной пошлины не привели к постановлению незаконного определения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает выводы, изложенные в определении Омского областного суда от 5 апреля 2023года, не соответствующими нормам материального и процессуального права.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
На основании статьи 39 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.
Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности являются предметом регулирования Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз - добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально - трудовых прав и интересов.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что в Российской Федерации предусмотрено создание и осуществление деятельности следующих профсоюзов (объединений профсоюзов): первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюза.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" под первичной профсоюзной организацией следует понимать добровольное объединение членов профсоюзов, работающих как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза, могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
Согласно абзаца 9 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы являются общественными объединениями граждан по производственному принципу, которые вправе не регистрироваться и в случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Дела о нарушении прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации (статья 2, пункт 1 статьи 8, статьи 23, 29). Указанные положения соответствуют Федеральному закону от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", статья 27 которого не ставит право общественного объединения на представление и защиту как собственных прав и интересов, так и своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях в зависимость от того, является или не является общественное объединение юридическим лицом.
В совокупности, исходя из содержательно-правового смысла норм статей 8, 15 и 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", права профсоюзов в сфере представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников осуществляются вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве юридического лица или нет, в том числе и при защите прав и интересов в суде.
Данный вывод находит отражение в практике Верховного Суда Российской Федерации, который в Определении от 9 декабря 2009 г. N 31-Г09-21 указал, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы являются общественными объединениями граждан по производственному принципу, которые вправе не регистрироваться и в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Приведенные положения соответствуют Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статья 27 которого не ставит право общественного объединения на представление и защиту как собственных прав и интересов, так и своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях в зависимость от того, является или не является общественное объединение юридическим лицом.
Таким образом, профсоюзы вправе обращаться в суд за защитой нарушенных прав о труде.
Статьей 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Согласно статье 30 Трудового кодекса Российской Федерации первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Поскольку исполнение правил внутреннего трудового распорядка вытекает из существа трудовых отношений, следовательно, спор в рамках дела N 9-1373/2022 является трудовым спором.
Таким образом, Первичная профсоюзная организация Бюджетного учреждения "Пожарно-спасательная служба Омской области" правоспособна, имеет права и полномочия профсоюзов, соответственно имеет право на подачу искового заявления в защиту интересов работников бюджетного учреждения.
С учетом изложенного, нельзя признать обоснованным вывод судьи Омского областного суда о том, что иск о возложении на ответчика обязанности надлежащего исполнения правил внутреннего трудового распорядка не мог быть принят к производству по причине отсутствия у Первичной профсоюзной организации Бюджетного учреждения "Пожарно - спасательная служба Омской области" полномочий на подачу искового заявления.
Кроме того, судьей Омского областного суда в апелляционном определении не дана надлежащая оценка тем основаниям, которые указаны в определении Кировского районного суда г. Омска от 29 ноября 2022 года об оставлении искового заявления без движения и послужили поводом для последующего возвращения искового заявления, что является основанием для отмены апелляционного определения Омского областного суда от 5 апреля 2023 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При этом суду апелляционной инстанции следует принять меры к устранению допущенной им неполноты судебного разбирательства и проверить законность и обоснованность принятого судом первой инстанции определения о возвращении искового заявления от 21 декабря 2022 года, с учетом тех оснований и доводов, которые явились основанием для оставления искового заявления без движения и последующего возврата искового заявления.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Омского областного суда от 5 апреля 2023г. об оставлении определения Кировского районного суда г. Омска от 21 декабря 2022 г. о возвращении искового заявления Первичной профсоюзной организации Бюджетного учреждения Омской области "Пожарно-спасательная служба Омской области" отменить, материал направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Омский областной суд.
Судья О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.