Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-122/2023 (УИД 38RS0024-01-2022-005081-93) по иску областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" к Лесниковой Татьяне Геннадьевне о взыскании имущественного вреда, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району" на решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" (далее по тексту - ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", истец) обратилось в суд с иском к Лесниковой Татьяне Геннадьевне (далее по тексту - Лесникова Т.Г, ответчик) о взыскании имущественного вреда.
Требования мотивированы тем, что 6 мая 2022 г. Лесникова Т.Г. обратилась в ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" с заявлением о заключении социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства. Между сторонами был заключен социальный контракт от 6 июня 2022 г. N.
Решением от 6 июня 2022 г. N ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" назначило ответчику государственную социальную помощь в виде денежной выплаты в размере 100000 рублей.
Согласно подпункту "е" пункта 4.1.5 социального контракта получатель обязан представлять ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, в ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению 2 к настоящему социальному контракту.
17 июня 2022 г. Лесниковой Т.Г. перечислена денежная выплата в размере 100000 рублей.
Согласно пункту 3 программы социальной адаптации (приложение N к социальному контракту от 6 июня 2022 г. N) Лесникова Т.Г. в период с 6 июня 2022 г. по 30 июня 2022 г. должна была приобрести: перегной, брус, сетка - рабица, доска - 1 куб, корма - 8 мешков, поильник для цыплят - 2 шт, шифер - 5 шт, поликарбонат - 6 шт, шланг, насос.
В период с 23 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г. ответчиком, согласно предоставленным чекам, были приобретены материалы и корма на сумму 64228, 50 рублей, 1 июля 2022 г. истец зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
12 июля 2022 г. Лесниковой Т.Г. предоставлен отчет о выполнении мероприятий, согласно которому необходимые для ведения личного подсобного хозяйства материалы приобретены не в полном объеме, остаток суммы предоставленной социальной помощи составляет 35771, 50 рубль.
Лесникова Т.Г. 12 июля 2022 г. обратилась в ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" с заявлением, в котором просила перенести на июль покупку оставшегося материала.
Решением ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 18 июля 2022 г. N социальный контракт с Лесниковой Т.Г. расторгнут.
18 июля 2022 г. Лесникова Т.Г. написала заявление и дала согласие на возмещение неправомерно полученных сумм мер социальной поддержки. Также она уведомлена о том, что в случае несвоевременного возврата неправомерно полученной суммы, излишне выплаченные суммы будут взысканы в судебном порядке.
23 декабря 2022 г. ответчиком предоставлены чеки на общую сумму 36690 рублей, потраченные на приобретение оставшегося материла для ведения личного подсобного хозяйства. На заседание межведомственной комиссии 18 июля 2022 г, а также в период с июля 2022 года по декабрь 2022 г. в ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" ответчиком данные чеки предоставлены не были, мероприятия, предусмотренные социальным контрактом от 6 июня 2022 г. N и программой социальной адаптации, нарушены, в связи с чем, истцу причинен имущественный вред на сумму 100000 рублей.
С учетом изложенного, ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" просило взыскать с Лесниковой Т.Г. имущественный вред в размере 100000 рублей.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 25 января 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г. решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 января 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" просит отменить решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ответчиком Лесниковой Т.Г. представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 6 июня 2022 г. между ОГКУ "УСЗН по г. Усолье- Сибирское и Усольскому району" и Лесниковой Т.Г. был заключен социальный контракт N на ведение личного подсобного хозяйства на срок 12 месяцев.
Согласно пункту 2.1 социального контракта от 6 июня 2022 г. N государственная помощь по социальному контракту назначается в сумме 100000 рублей.
Согласно подпункту "е" пункта 4.1.5 социального контракта получатель обязан представлять ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению 2 к настоящему социальному контракту.
Решением N от 6 июня 2022 г. Лесниковой Т.Г. назначена государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства в размере 100000 рублей.
Указанная единовременная выплата перечислена Лесниковой Т.Г. 17 июня 2022 г.
В период с 23 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г. Лесниковой Т.Г, согласно предоставленным чекам были приобретены материалы и корма на сумму 64228, 50 рублей, а именно: станция автоматического водоснабжения (1 шт.) - 13822, 50 рублей, кормосмесь (2 шт.) и комбикорм для домашней птицы (1 шт.) - 1920 рублей, шланг (29, 7 м.) - 3861 рубль, зерно, пшеница (корма (2 шт.) - 1375 рублей, теплица (каркас, (1 шт.) - 18050 рублей, поликарбонат (4 шт.) - 14600 рублей, поликарбонат (2 шт.) - 6100 рублей, перегной (машина) - 4500 рублей.
1 июля 2022 г. Лесникова Т.Г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
12 июля 2022 г. Лесникова Т.Г, обратилась в ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" с заявлением о внесении изменений в программу социальной адаптации, а именно с просьбой перенести на июль покупку оставшегося материала в связи с транспортной проблемой.
Согласно выписке из протокола межведомственной комиссии по утверждению программ социальной адаптации в целях предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе от 18 июля 2022 г. принято решение о расторжении социального контракта с Лесниковой Т.Г. в связи с невыполнением получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (материалы, утвержденные в программе социальной адаптации, приобретены не в полном объеме), не представлением документов, подтверждающих уважительные причины. Комиссией принято решение о возврате истцом денежной выплаты в размере 100000 рублей в срок до 18 августа 2022 г.
Решением ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" N от 18 июля 2022 г. истцу с 6 июня 2022 г. прекращена выплата МСП на основании Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ по причине невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание представленные Лесниковой Т.Г. доказательства, подтверждающие факт приобретения ответчиком материалов и корма на общую сумму 36890 рублей в период до принятия решения о прекращении выплаты N от 18 июля 2022 г, и пришел к выводу о том, что за период действия социального контракта Лесниковой Т.Г. в июле 2022 г. были предоставлены отчетные документы о расходовании денежных средств и выполнении мероприятий программы социальной адаптации семьи.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены предмет социального контракта, права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи, порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, срок действия социального контракта, порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Иркутской области назначается в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области".
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (в редакции на момент предоставления выплаты) получателю государственной социальной помощи на ведение личного подсобного хозяйства - осуществляется денежная выплата единовременно в размере не более ста тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Согласно пункту 6.1 статьи 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (в редакции на момент принятия решения о прекращении выплаты) в случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 статьи 9.1, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, приняв во внимание совершение Лесниковой Т.Г. после предоставления единовременной выплаты действий по исполнению условий социального контракта и приобретение материалов и корма на общую сумму 64228, 50 рублей, обоснованно учтено обращение к истцу самой Лесниковой Т.Г. с просьбой о продлении срока на июль 2022 г. для приобретения оставшегося материала в связи с транспортной проблемой, а также представленные в ходе рассмотрения дела документы о том, что за период действия социального контракта Лесниковой Т.Г. в июле 2022 г. предоставлены отчетные документы о расходовании денежных средств и выполнении мероприятий программы социальной адаптации семьи, что указывает об отсутствии уклонения от выполнения условий социального контракта и выполнении ею целей программы по оказанию социальной помощи.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с оспариваемыми судебными актами, повторяют позицию, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, тогда как судами им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.