Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0032-01-2022-005098-06 (2-4342/2022) по иску Былкова Кирилла Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Былкова Кирилла Владимировича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Былкова К.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Наймушиной Е.В, действующей на основании доверенности, возражавшей удовлетворению кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Былков К.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области(далее - ОСФР по Иркутской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обосновании требований указал, что являлся работником АНО ДПО Иркутского Авиационного Центра ДОСААФ России имени Героя Советского Союза генерала Безбокова В.М. в должности инструктора-парашютиста с 1 октября 2014 г. по 1 сентября 2022 г.
В период с 19 января 1990 г. по 6 мая 1996 г. работал в Центральной авиабазе МЛХ РСФСР Иркутская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства в должности парашютиста-пожарного. Таким образом, льготный стаж в летной должности как парашютиста в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 закона N 400-ФЗ составляет более 25 лет. В 2021 г. подал заявление о назначении пенсии по старости в ГУ ПФР по Иркутской области, но получил отказ, в котором было указано, что оснований для назначения пенсии нет, так как отсутствуют документы, уточняющие льготный (особый) характер работы.
Решением ответчика от 6 июля 2022 г. N ему вновь отказано в назначении льготной пенсии по старости, поскольку льготного стажа для назначения пенсии недостаточно. В льготный стаж не включен период работы в АНО ДПО Иркутский Авиационный Центр ДОСААФ России имени ГСС Безбокова В.М. в должности инструктора-парашютиста. 6 сентября 2022 г. снова подал заявление, приложив к нему новую справку, уточняющую особый характер работы или условий труда и подтверждающую выполнение парашютных прыжков во время работы в АНО ДПО Иркутский Авиационный Центр ДОСААФ России имени Героя Советского Союза Безбокова В.М. 15 сентября 2022 г. снова получил отказ по причине отсутствия необходимого льготного стажа, период работы в АНО ДПО Иркутский Авиационный Центр ДОСААФ России имени Героя Советского Союза Безбокова В.М. в должности инструктора - парашютиста ответчиком учтен не был.
Истец просил суд признать неправомерность отказа в назначения пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, период работы с 1 октября 2014 г. по настоящее время, возложить на ответчика обязанность назначить пенсию со дня обращения и предоставления документов, уточняющих льготный (особый) характер работы, то есть с 6 сентября 2022 г, включить период работы в АНО ДПО Иркутский Авиационный Центр ДОСААФ России имени Героя Советского Союза Безбокова В.М.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 1 декабря 2022 г. исковые требования Былкова К.В. оставлены без удовлетворения.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 января 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
Былков К.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов истец настаивает, что суды сделали ошибочное суждение о том, что он исполнял свои обязанности в режиме неполного рабочего дня, для него не вводилось ни сокращенного рабочего дня, ни неполной рабочей недели, ни особого графика, годовая норма прыжков с парашютом с реактивных самолетов и вертолетов им выполнялась. Суды не исследовали его трудовой распорядок, построенный в зависимости от особенностей эксплуатации парашютно-десантной техники, которую нужно готовить заранее и обслуживать после окончания летной смены и окончания парашютных прыжков. Суды не учли, что на работника не может быть возложена ответственность за действия работодателя, подавшего сведения в пенсионный орган о его работе в не в полном объеме и не платившего пенсионные взносы по повышенному тарифу без кода особых условий труда.
Относительно доводов кассационной жалобы ОСФР по Иркутской области представлены письменные возражения.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 6 сентября 2022 г. истце обратился в пенсионный органа с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 15 сентября 2022 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению, при подсчете специального стажа пенсионным органом не учтен период трудовой деятельности истца с 1 октября 2014 г. в АНО ДПО Иркутский Авиационный Центр ДОСААФ России имени Героя Советского Союза Безбокова В.М.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Былков К.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 1 сентября 1998 г.
Суд первой инстанции, установив, что истец работал в АНО ДПО "Иркутский УАЦ ДОСААФ России" инструктором-парашютистом с 1 октября 2014 г. по 1 сентября 2022 г. в режиме неполной рабочей недели, занятости в течение полного рабочего дня не имел, при этом сведения о работе Былкова К.В. за период с 1 октября 2014 г. по 1 сентября 2022 г. работодателем представлены в пенсионный орган на общих основаниях, без кода особых условий труда, страховые взносы по дополнительному тарифу за Былкова К.В. не начислялись и не уплачивались, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж указанного периода работы истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, исходил из того, что работодателем АНО ДПО "Иркутский УАЦ ДОСААФ России" страховые взносы за работника Былкова К.В. по дополнительным тарифам за период с 2013 по 2022 годы не начислялись и не уплачивались, учел, что правом на досрочную пенсию согласно Списку N 459 от 4 сентября 1991 г. пользуются только инструкторы-парашютисты, которые являются работниками авиапожарной службы, другие инструкторы, в том числе инструкторы парашютно-десантной подготовки, инструкторы-парашютисты АНО ДПО "Иркутский УАЦ ДОСААФ России" права на досрочное пенсионное обеспечение не имеют.
Отклоняя доводы истца о том, что суд не исследовал его трудовой распорядок, построенный в зависимости от особенностей эксплуатации парашютно-десантной техники, которую нужно готовить заранее и обслуживать после окончания летной смены и окончания парашютных прыжков, суд апелляционной инстанции отметил, что в данном случае указанные обстоятельства не имеют правового значения, кроме того, из приказа о приеме на работу и трудового договора суд достоверно установил, что истец принят на работу на условиях неполной рабочей недели, Доказательств иного материалы дела не содержат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 16 июля 2014 г. было принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "з" п. 1 Постановления правительства от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках производств, работ, профессией и должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" работникам летного состава гражданской авиации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Согласно подп. "б" п. 3 Постановления правительства от 16 июля 2014 г. N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации от 18 июля 2002 г. N 537, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Согласно п. 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиа-пожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершившие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Срок выслуги для назначения пенсий работникам летного состава устанавливается в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного состава, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
В соответствии с п. 1 "г" и "д" Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно- технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается, в том числе:
один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного и высшего пилотажа - за два года выслуги;
один год работы в должностях, предусмотренных в п. 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных пусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги.
При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с вышеперечисленными условиями, один год работы засчитывается за один год выслуги.
В соответствии с абзц.1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
В силу п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2003 г. N 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, возложена обязанность по уплате, начиная с 1 января 2013 г. дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58, 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 г. - ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 г. результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (п. 3 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. N 2250-0).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 28 февраля 2017 г. N 315-0 Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности приведенных выше положений, указал, что такое правовое регулирование, в том числе, правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Из приведенного правового регулирования следует, что при отсутствии сведений о начислении и уплате дополнительного тарифа в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, во внимание может быть принята справка страхователя, содержащая необходимые сведения, либо данный факт может быть указан в справке, уточняющей льготный характер работы.
В случае отсутствия уплаты (либо уплаты не в полном объеме) страховых взносов по дополнительному тарифу, вопрос о включении периодов работы после 1 января 2013 г. в стаж, дающий право на досрочное $ назначение пенсии по старости, может быть решен с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, то есть достаточным основанием будет являться факт начисления страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.
Установив отсутствие совокупности условий необходимых для назначения досрочной пенсии по старости, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора об отсутствии его вины в том, что работодатель не указал код работ, дающих право на досрочную пенсию, не опровергают выводы суда о том, что в стаж льготной работы засчитываются периоды в соответствии со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Ссылки истца на выполнение им годовой нормы прыжков с парашютом также не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку выполнение этой нормы оценивается в совокупности с другими условиями - сведениями персонифицированного учета, сведениями о выполнении работы на условиях полной занятости.
Вопреки доводам кассатора, сведений о том, что он выполнял работу постоянно в течение полного рабочего дня в спорные периоды, в материалах настоящего дела не имеется, иных письменных доказательств того, что в указанный период истец работал в особых условиях труда, в материалы дела не представлено, при этом запись в трудовой книжке о работе истца не является достаточным доказательством того, что истец в течение всего рабочего времени выполнял работу в особых условиях труда.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, в судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с внесенными изменениями Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ), подлежащих применению к спорным отношениям, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с положениями ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассатора не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на субъективном толковании правовых норм, подлежащих применению при разрешении спора, суды правильно применили к спорным отношениям вышеуказанные нормы материального права, в связи с чем отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Былкова К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.