Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-165/2022 (УИД 70RS0001-01-2021-004698-93) по иску Соханева Алексея Борисовича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании подтвердить льготный статус предпенсионера, к акционерному обществу "Томсклифтремонт", акционерному обществу "Дипстройсервис" об обязании внести изменения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета, доплатить страховые взносы, по кассационной жалобе Соханева Алексея Борисовича на решение Кировского районного суда г. Томска от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения участвующих в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи истца Соханева А.Б. и его представителя Эбеля Р.С, поддержавших доводы и требования кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соханев Алексей Борисович (далее по тексту - Соханев А.Б, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее по тексту -ОПФР по Томской области, ответчик) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанность включить в страховой стаж указанные в исковом заявлении периоды, обязании ответчика подтвердить льготный статус предпенсионера, к акционерному обществу "Томсклифтремонт", акционерному обществу "Дипстройсервис" об обязании внести изменения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета, доплатить страховые взносы.
Требования мотивированы тем, что решением УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 18 июня 2021 г. N ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа необходимой продолжительности, засчитано в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 17 июля 2007 г. по 28 сентября 2007 г. - 2 месяца 12 дней.
Полагал, что спорные периоды также подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В связи с незаконным отказом во включении спорных периодов в стаж Соханеву А.Б. не присвоен статус предпенсионера, согласно письму Минтруда России от 18 декабря 2018 г. N 21-2/10/П-9349 Рекомендации об определении критерия с целью отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста в целях предоставления им льгот и мер социальной поддержки с 1 января 2019 г.
С учетом изложенного, истец просил суд обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды работы: с 8 января 1990 г..по 10 августа 1990 г..в качестве прораба в Кооперативе бытового обслуживания "Автомобилист", 21 января 1991 г..- 31 мая 1991 г..в качестве инженера по техническому надзору и оборудованию (прораб) в ОКС МЖК, 1 сентября 1999 г..- 30 сентября 1999 г..в качестве прораба в ООО "Вогтехпроект", 1 марта 2002 г..- 8 августа 2002 г..в качестве прораба в ООО "Томдорстрой", 1 февраля 2005 г..- 7 декабря 2005 г..в качестве прораба в ООО ТПТПС, 1 июля 2006 г..- 13 февраля 2007 г..в качестве прораба в ООО "Меридиан-С", 1 апреля 2008 г..- 24 мая 2008 г..в качестве прораба в ООО "Сенерджи-Сибирь", 9 марта 2009 г..- 31 марта 2010 г..в качестве прораба в ООО "АВС-Маркет", 1 апреля 2010 г..- 31 марта 2011 г..в качестве прораба в ООО "Автовектор", 1 апреля 2011 г..- 10 июня 2011 г..в качестве прораба в ООО "Стандарт", 8 июля 2011 г..- 30 сентября 2013 г..в качестве прораба в ЗАО "Томсклифтремонт", 16 сентября 2014 г..- 2 ноября 2015 г..в качестве прораба в ООО "СИБИНЖСТРОЙ", 5 августа 2019 г..- 1 ноября 2019 г..в качестве прораба в РСМУ "Томск" АО "Дипстройсервис", обязать ответчика включить в страховой стаж период работы с 21 января 1991 г..по 31 мая 1991 г..в качестве инженера по техническому надзору и оборудованию (прораб) в ОКС МЖК, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения в орган пенсионного обеспечения с 19 июля 2019 г, обязать ответчика подтвердить льготный статус предпенсионера, также просил обязать АО "Томсклифтремонт", АО "Дипстройсервис" внести изменения в сведения индивидуального (персонифицированого) учета Соханева А.Б. относительно
осуществления истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, доплатить страховые взносы за весь период работы Соханева А.Б.
Определением Кировского районного суда г. Томска от 24 января 2022 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены АО "Томсклифтремонт", АО "Дипстройсервис".
Решением Кировского районного суда г. Томска от 12 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области возложена обязанность включить в страховой стаж Соханева А.Б. период работы с 21 января 1991 г. по 31 мая 1991 г. в качестве инженера по техническому надзору и оборудованию в ОКС МЖК, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 марта 2023 г. решение Кировского районного суда г. Томска от 12 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Соханев А.Б. просит отменить решение Кировского районного суда г. Томска от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 марта 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Истец Соханев А.Б. и его представитель Эбель Р.С, действующий на основании доверенности от 28 сентября 2021 г, участвующие в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, доводы и требования кассационной жалобы поддержали, просили кассационную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда первой и апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 года).
В пункте "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно- бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 22 августа 1956 г, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для мастеров (десятников) и прорабов.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 г, право на льготное пенсионное обеспечение имели мастера строительных и монтажных работ, производители работ (прорабы) (позиция 22900006-23419 и 22900006-24441).
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР N 235 от 8 января 1992 г. "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2, производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г, юридически значимыми является установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (за периоды после 1 января 1992 г.) установление обстоятельств выполнения работ в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в организациях, ведущих как новое строительство, так и работ по реконструкции и ремонту объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 10 указанных Правил в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258 н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 5 июня 2021 г. в возрасте 57 лет истец обратился в УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 18 июня 2021 г. N в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", включен период работы Соханева А.Б. с 17 июля 2017 г. по 28 сентября 2007 г. - 2 месяца 12 дней в ООО "Ронекс" в должности производителя работ, в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.
Решением ОПФР по Томской области от 17 декабря 2021 г..N по результатам рассмотрения документов отказного пенсионного дела Соханева А.Б. в установлении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Указана продолжительность страхового стажа по состоянию на 31 декабря 2020 г..- 25 лет 5 месяцев 9 дней.
Ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды работы с 8 января 1990 г..по 10 августа 1990 г..в должности прораба в кооперативе бытового обслуживания "Автомобилист" (7 месяцев 3 дня), с 21 января 1991г. по 31 мая 1991 г..в ОКС МЖК работа инженером по техническому надзору и оборудованию (4 месяца 11 дней, данный период не учтен в страховой стаж), с 1 сентября 1999 г..по 30 сентября 1999 г..- в должности прораба в ООО "Вогтехпроект" (1 месяц), с 1 марта 2002 г..по 8 августа 2002 г..- прорабом в ООО "Томскдорстрой", с 1 февраля 2005 г..по 7 декабря 2005 г..прорабом в ООО "Управляющая компания "Томскподводтрубопроводстрой" (10 месяцев 7 дней), с 1 июля 2006 г..по 13 февраля 2007 г..производителем работ в ООО "Меридиан-С" (7 месяцев 13 дней), с 1 апреля 2008 г..по 24 мая 2008 г..- прорабом в ООО "Сенерджи - Сибирь" (1 месяц 24 дня), с 9 марта 2009 г..по 31 марта 2010 г..в ООО "ABC-Маркет", с 1 апреля 2010 г..по 31 марта 2011 г..в ООО "Автовектор", с 1 апреля 2011 г..по 10 июня 2011 г..в ООО "Стандарт" в должности прораба суммарной продолжительностью 2 года 3 месяца 2 дня, с 8 июля 2011 г..по 15 сентября 2013 г..прораба монтажного участка ООО "Томсклифтремонт" (2 года 2 месяца 8 дней), с 16 сентября 2013 г..по 30 сентября 2013 г..отпуск без сохранения заработной платы в период работы в ООО "Томсклифтремонт" (15 дней, данный период не учтен в страховой стаж), с 1 января 2015 г..по 31 марта 2015 г..работа прорабом в ООО "Сибинжстрой" (3 месяца 1 день), с 1 апреля 2015 г..по 30 сентября 2015 г..- отпуск без сохранения заработной платы в период работы в ООО "Сибинжстрой" (6 месяцев, данный период не учтен в страховой стаж), с 5 августа 2019 г..по 31 октября 2019 г..- работа производителем работ в АО "Дипстройсервис" (2 месяца 27 дней).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ОПФР по Томской области обязанности включить в страховой стаж Соханева А.Б. период работы с 21 января 1991 г. по 31 мая 1991 г. в качестве инженера по техническому надзору и оборудованию в ОКС МЖК, в остальной части заявленные исковые требования были оставлены без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из записей в трудовой книжке Соханева А.Б. следует, что с 8 января 1990 г. он принят на должность прораба в кооператив бытового обслуживания "Автомобилист", 10 августа 1990 г. уволен по собственному желанию (записи 11, 12 трудовой книжки).
Вопреки доводов кассационной жалобы в отношении данного периода работы истца суды первой и апелляционной инстанций верно отметили, что данная организация на момент вынесения решения органом пенсионного обеспечения не существовала, тогда как не имеется сведений о том, что Соханев А.Б. в период с 8 января 1990 г. по 10 августа 1990 г. в качестве прораба был занят в строительстве промышленных, дорожно-мостовых сооружений, сооружений транспорта, что является условием для применения раздела XXXIX Списка N 2 от 1956 г, каких-либо сведений о том, что кооператив бытового обслуживания "Автомобилист" осуществлял строительно-монтажные работы для возможности отнесения выполняемой истцом работы к разделу XXXIX Списка N 2 от 1956 г. не установлено, что исключает возможность применения к спорному периоду Списка N 2 от 1991 г.
Соханев А.Б. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 22 декабря 1999 г.
Из материалов дела следует, что с 1 сентября 1999 г. по 30 сентября 1999 г. Соханев А.Б. осуществлял трудовую деятельность в ООО "Вогтехпроект". Наименование должности отсутствует. В трудовую книжку истца запись за данный период не внесена.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, работодатель квалифицирует данный период как работу в обычных условиях труда.
Поскольку выполнение работ по Списку N 2 от 1991 г. в указанный период не подтверждено, сведений о выполнении работ полный рабочий день не менее 80% рабочего времени не представлено, то указанный период судами обоснованно не включен в специальный стаж истца.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о включении в специальный стаж истца периодов работы с 1 марта 2002 г. по 8 августа 2002 г. - прорабом в ООО "Томскдорстрой" (5 месяцев 8 дней), с 1 февраля 2005 г. по 7 декабря 2005 г. - прорабом в ООО "Управляющая компания "Томскподводтрубопроводстрой" (10 месяцев 7 дней), с 1 июля 2006 г. по 13 февраля 2007 г. производителем работ в ООО "Меридиан-С" (7 месяцев 13 дней), с 1 апреля 2008 г. по 24 мая 2008 г. - прорабом в ООО "Сенерджи - Сибирь" (1 месяц 24 дня), с 9 марта 2009 г. по 31 марта 2010 г. в ООО "ABC-Маркет", с 1 апреля 2010 г. по 31 марта 2011 г. в ООО "Автовектор", с 1 апреля 2011 г. по 10 июня 2011 г. в ООО "Стандарт" в должности прораба суммарной продолжительностью 2 года 3 месяца 2 дня, с 1 января 2015 г. по 31 марта 2015 г. работа прорабом в ООО "Сибинжстрой" (3 месяца 1 день), поскольку выполнение работ по Списку N 2 от 1991 г. в указанный период не подтверждено доказательствами, свидетельствующими о выполнении истцом работ по строительству зданий и сооружений, занятости полный рабочий день не менее 80% рабочего времени, не подтверждено начисление заработной платы с 1 апреля 2015 г. по 30 сентября 2015 г, поскольку истец находился в отпуске без сохранения заработной платы в период работы в ООО "Сибинжстрой" (6 месяцев).
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции работы истца в спорные периоды), периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" до 1 января 2017 г. и частями 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г.
Вопреки доводов кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам об отсутствии оснований для включении в специальный стаж периодов работы истца с 8 июля 2011 г. по 30 сентября 2013 г. в качестве прораба монтажного участка в ЗАО "Томсклифтремонт", с 5 августа 2019 г. по 31 октября 2019 г. в качестве производителя работ в строительстве в АО "Дипстройсервис", поскольку сами работодатели квалифицируют данные периоды как работу в обычных условиях труда, по результатам аттестации рабочего места по факторам производственной среды и трудового процесса установлен класс 2, с результатами оценки условий труда истец был ознакомлен и их не оспаривал.
Определением Кировского районного суда г. Томска от 25 марта 2022 г. по делу назначена экспертиза условий труда Соханева А.Б. в АО "Томсклифтремонт", в АО "Дипстройсервис".
Согласно заключению эксперта Министерства социального развития Московской области N условия труда в период работы с с 5 августа 2019 г. по 1 ноября 2019 г. в должности производителя работ в АО "Дипстройсервис" отнесены к допустимым (класс 2), период не может быть засчитан в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, так как не подтверждена занятость на работе с вредными условиями труда.
Согласно уведомлению от 8 августа 2022 г. N начальника экспертного учреждения Департамента труда и занятости населения администрации Томской области, невозможно проведение государственной экспертизы условий труда Соханева А.Б. в АО "Томсклифтремонт" с 8 июля 2011 г. по 30 сентября 2013 г. в связи с недостаточностью предоставленных документов.
Вместе с тем в письме от 5 декабря 2022 г. АО "Томсклифтремонт" не подтвердило факт работы истца на работе с вредными условиями труда, указывая на результаты аттестации рабочего места, а также на невозможность представления должностных инструкций периода 2011-2013 годов по причине их замены на новые в 2017, 2019 годах и в связи истечением срока хранения документов.
В свою очередь истцом не было представлено каких-либо доказательств, опровергающих выводы проведенной аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда по должности производителя работ (прораба) монтажного участка ЗАО "Томсклифтремонт", производителя работ в строительстве обособленного подразделения регионального строительно-монтажного управления "Томск" АО "Дипстройсревис", результатов заключения экспертизы.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Соханева Алексея Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.