Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Сулеймановой А.С., Гунгера Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0032-01-2022-001645-71 по иску Бадаляна Хачика Ишхановича к акционерному обществу "Совкомбанк Страхование" о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Бадаляна Хачика Ишхановича - Кузнецовой С.А. на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 2 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 марта 2023 г., заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бадалян Х.И. обратился в суд с иском к акционерному обществу "Совкомбанк Страхование" (далее по тексту - АО "Совкомбанк Страхование") о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 16 ноября 2021 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ГАЗ 333021 3796, г/н N, под управлением Ш.Е.К, признанного виновным в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, и автомобиля Лексус LS 460, г/н N, принадлежащего истцу.
Дорожно-транспортное происшествие было оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Автогражданская ответственность Ш.Е.К. была застрахована по договору обязательного страхования автогражданской ответственности в САО "РЕСО-Гарантия" (страховой полис ХХХ N), автогражданская ответственность истца - в АО "Совкомбанк Страхование" (страховой полис ХХХ N).
26 ноября 2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения. 16 декабря 2021 г. истцу произведена страховая выплата в размере 204 900 руб. Полагая, что данная выплата является заниженной, истец обратился для проведения независимой экспертизы в ООО "Первая судебная экспертиза". Согласно экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта составляет 317 200 руб.
Таким образом, истцу не выплачено страховое возмещение в размере 112 300 руб, подлежащее взысканию сответчика. С учетом обращения к ответчику 26 ноября 2021 г. с заявлением о выплате страхового возмещения с 17 декабря 2021 г. по 25 августа 2022 г. с ответчика подлежит взысканию неустойка в размере 282 996 руб.
23 марта 2022 г. истец обратился к ответчику с соответствующей претензией, в удовлетворении которой было отказано.
Решением финансового уполномоченного от 15 июля 2022 г. истцу отказано в удовлетворении требований о доплате страхового возмещения, в связи с тем, что переданный в СТ ГЛОНАСС АИС ОСАГО состав информации о рассматриваемом дорожно-транспортном происшествии не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 N1108, поскольку сведения были переданы лицом, не являющимся водителем (участником) дорожно-транспортного происшествия от 16 ноября 2021 г, а также ввиду исполнения ответчиком своего обязательства по договору ОСАГО в полном объеме.
Решение финансового уполномоченного является необоснованным, так как факт дорожно-транспортного происшествия подтвержден извещением о дорожно-транспортном происшествии, составленным его участниками, а также информацией, загруженной в АИС ОСАГО, по которой можно определить место заявленного происшествия и идентифицировать участвующие в дорожно-транспортном происшествии транспортные средства, то есть страховой случай подтверждается представленными материалами.
Указанными действиями истцу был причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в размере 10 000 руб.
Истец просил взыскать с ответчика в его пользу 112 300 руб. в качестве доплаты страхового возмещения, неустойку за просрочку выплаты страхового возмещения в сумме 282 996 руб, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 2 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 марта 2023 г, Бадаляну Х.И. в удовлетворении исковых требований к АО "Совкомбанк Страхование" о взыскании страхового возмещения и неустойки, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе представитель Бадаляна Х.И. - Кузнецова С.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение как незаконные и необоснованные, вернуть дело для рассмотрения по существу в суд соответствующей инстанции.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их представители в судебное заседание Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановлений суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 16 ноября 2021 года вследствие действий Ш.Е.К, управлявшего транспортным средством ГАЗ 333021 3796, г/н N, повреждено транспортное средство Lexus LS 460, г/н N под управлением собственника Бадаляна Х.И.
Гражданская ответственность Ш.Е.К. на момент происшествия была застрахована в САО "РЕСО-Гарантия", гражданская ответственность истца - в АО "Совкомбанк Страхование.
Документы о происшествии были оформлены его участниками без уполномоченных на то сотрудников полиции. Согласно сведениям, предоставленным истцом, фиксация и передача сведений о ДТП также была осуществлена в приложении "ДТП. Европротокол", интегрированном в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
26 ноября 2021 года истец обратился в АО "Совкомбанк Страхование" с заявлением о прямом возмещении убытков.
Страховщиком организовано проведение транспортно-трасологического исследования в экспертной организации ИП Б.И.С. и проведение независимой технической экспертизы в экспертной организации ООО "Аксиома". Согласно экспертному заключению ИП Б.И.С. N 179366-21 от 8 декабря 2021 года с технической точки зрения видимые повреждения транспортного средства могли быть образованы в результате ДТП, произошедшего 16 ноября 2021 года, кроме повреждения обивки задней правой двери. Согласно калькуляции 2283/21-11ООО "Аксиома" стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) составляет 375 427, 51 рублей, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) составляет 204 900 рублей.
16 декабря 2021 года ответчик произвел выплату страхового возмещения в размере 204 900 рублей.
28 марта 2022 года ответчиком получено заявление (претензия) истца с требованиями доплаты страхового возмещения, выплаты неустойки за нарушение срока выплаты страхового возмещения. В обоснование заявленных требований приложено экспертное заключение N 01386 от 20 февраля 2022 года ООО "Первая судебная экспертиза", согласно которому стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) составляет 585 300 рублей, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) составляет 317 200 рублей.
30 марта 2022 года страховщик письмом N 5121-22 уведомил истца об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с ответом страховой компании, истец обратился с заявлением к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг. 15 июля 2022 года финансовый уполномоченный по делу N У-22-77647/5010-004 в удовлетворении требований о взыскании недоплаченного страхового возмещения и неустойки отказал, в связи с тем, что переданный состав информации в СТ ГЛОНАСС АИС ОСАГО не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 N 1108, поскольку сведения были переданы лицом, не являющимся участником ДТП, в связи с чем у финансовой организации отсутствовали основания для выплаты страхового возмещения по ДТП от 16 ноября 2021 года, оформленному без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, свыше лимита 100 000 руб, установленного пунктом 4 статьи 11.1 Закона об ОСАГО.
Установлено, что по данным европротокола, внесенным участниками происшествия, водителями транспортных средств на момент ДТП являлись Б.Г.И. и Ш.Е.К, при этом передача данных в СТ ГЛОНАС была произведена не участниками дорожно-транспортного происшествия, а третьим лицом Ш.А.А, который не являлся на момент происшествия водителем ни одного из транспортных средств.
Отказ во взыскании доплаты страхового возмещения и неустойки послужил основанием для обращения истца в суд с требованиями, являвшимися предметом рассмотрения по настоящему делу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 1079, пунктом 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 9 Закона РФ от 27.11.1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", пунктами 1, 2, 4, 6, 7 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, Правилами представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающими получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 N 1108, с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что оформление дорожно-транспортного происшествия без уполномоченных на то сотрудников полиции было произведено с нарушением пункта 4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, поскольку передача данных в систему была осуществлена не водителем транспортного средства, участником ДТП, а иным лицом, при этом выплаченное истцу страховое возмещение уже превысило лимит страхового возмещения, установленный Законом об ОСАГО в размере 100 000 руб, подлежащего выплате при оформлении ДТП без уполномоченных на то сотрудников полиции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по существу спор, поскольку они постановлены с учетом установленных по делу обстоятельств. Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Согласно статье 11.1 Закона об ОСАГО оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта; б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом; в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования (пункт 1).
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть составлено водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в виде электронного документа. Извещение о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа составляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, установленной Банком России (пункт 2).
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи (пункт 4).
При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их
повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (пункт 5).
Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 г N 1108 утверждены Правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающими получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил передача данных о дорожно-транспортном происшествии в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - система обязательного страхования), осуществляется одним из следующих способов: а) использование технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее - техническое средство контроля); б) использование программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что данные о дорожно-транспортном происшествии, полученные с использованием программного обеспечения, передаются водителем (пользователем программного обеспечения) в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.
Для передачи данных о дорожно-транспортном происшествии, полученных с использованием программного обеспечения, водитель (пользователь программного обеспечения) проходит авторизацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Как установлено судом, данные о ДТП были переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования при помощи использования мобильного приложения "ДТП. Европротокол". Данному происшествию присвоен регистрационный N в информационной системе РСА.
Суд правомерно пришел к выводу, что оформление дорожно-транспортного происшествия было произведено с нарушением пункта 4 Правил, поскольку передача данных в систему была осуществлена не водителями транспортных средств - участников ДТП, а третьим лицом, не являющимся участником происшествия, что не влечет отказ в выплате страхового возмещения, но является основанием для ограничения его размера установленным лимитом 100 000 рублей, в связи с чем истец не вправе требовать выплаты страхового возмещения в большем размере.
Установление требования о передаче данных о дорожно-транспортном происшествии, полученных с использованием программного обеспечения, водителем (пользователем программного обеспечения) с авторизацией в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, а не иным лицом, позволяет идентифицировать лицо, участвующее в дорожно-транспортном происшествии, и предотвратить возможность указания в качестве водителя лица, застраховавшего гражданскую ответственность при использовании конкретного транспортного средства или включенного в полис ОСАГО, при фактическом управлении транспортным средством лицом, не включенным в полис ОСАГО и не застраховавшим гражданскую ответственность в установленном порядке.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, при этом судами не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 2 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бадаляна Хачика Ишхановича - Кузнецовой С.А. ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.