Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2931/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-003737-04) по иску Михалёвой Марины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Михалёвой Марины Николаевны на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михалёва Марина Николаевна (далее - Михалёва М.Н, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - ОПФР по Забайкальскому краю, ответчик, пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указывала на то, что Михалёва М.Н. 27 апреля 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от 23 июля 2021 г. N6741 Михалёвой М.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж Михалёвой М.Н. не были включены периоды работы: с 2 июня 2015 г. по 2 августа 2015 г, с 8 августа 2015 г. по 6 сентября 2015 г, с 6 октября 2015 г. по 23 октября 2016 г, с 17 декабря 2016 г. по 5 апреля 2017 г, с 8 апреля 2017 г. по 19 сентября 2017 г, с 30 сентября 2017 г. по 30 июня 2019 г, с 2 июля 2019 г. по 24 июня 2020 г, с 1 июля 2020 г. по 3 сентября 2020 г, с 9 сентября 2020 г. по 26 апреля 2021 г. в должности медицинской сестры кабинета врача-инфекциониста государственного учреждения здравоохранения "Хилокская центральная районная больница" (далее - ГУЗ "Хилокская центральная районная больница") по позиции 2260000а-1754б Списка N2 1991 года, как работника, непосредственно обслуживающего больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (средний и младший медицинский персонал); а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 7 сентября 2015 г. по 5 октября 2015 г, с 24 октября 2016 г. по 5 декабря 2016 г.
Михалёва М.Н. находит решение пенсионного органа незаконным.
Михалёва М.Н. просила суд обязать ответчика включить в стаж истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 2 июня 2015 г. по 2 августа 2015 г, с 8 августа 2015 г. по 6 сентября 2015 г, с 6 октября 2015 г. по 23 октября 2016 г, с 17 декабря 2016 г. по 5 апреля 2017 г, с 8 апреля 2017 г. по 19 сентября 2017 г, с 30 сентября 2017 г. по 30 июня 2019 г, с 2 июля 2019 г. по 24 июня 2020 г, с 1 июля 2020 г. по 3 сентября 2020 г, с 9 сентября 2020 г. по 26 апреля 2021 г. в должности медицинской сестры кабинета врача-инфекциониста ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" по позиции 2260000а-17546 Списка N2 1991 года, как работника, непосредственно обслуживающего больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (средний и младший медицинский персонал); а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 7 сентября 2015 г. по 5 октября 2015 г, с 24 октября 2016 г. по 5 декабря 2016 г.; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 апреля 2021 г.
Определением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 27 июля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУЗ "Хилокская центральная районная больница".
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 октября 2022 г. исковые требования Михалёвой М.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Забайкальскому краю правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - ОСФР по Забайкальскому краю).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Михалёва М.Н. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ОСФР по Забайкальскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Михалёва М.Н, представитель ответчика ОСФР по Забайкальскому краю, представитель третьего лица ГУЗ "Хилокская центральная районная больница", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство истца о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения в связи с поздним поступлением. В связи с чем, отсутствовали основания для допуска к участию представителя истца, не явившегося в судебное заседание. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Михалёва М.Н. 27 апреля 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от 23 июля 2021 г. N6741 Михалёвой М.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж Михалёвой М.Н. не были включены периоды работы: с 2 июня 2015 г. по 2 августа 2015 г, с 8 августа 2015 г. по 6 сентября 2015 г, с 6 октября 2015 г. по 23 октября 2016 г, с 17 декабря 2016 г. по 5 апреля 2017 г, с 8 апреля 2017 г. по 19 сентября 2017 г, с 30 сентября 2017 г. по 30 июня 2019 г, с 2 июля 2019 г. по 24 июня 2020 г, с 1 июля 2020 г. по 3 сентября 2020 г, с 9 сентября 2020 г. по 26 апреля 2021 г. в должности медицинской сестры кабинета врача-инфекциониста ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" как работника, непосредственно обслуживающего больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (средний и младший медицинский персонал); а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 7 сентября 2015 г. по 5 октября 2015 г, с 24 октября 2016 г. по 5 декабря 2016 г.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, возможность включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов осуществления трудовой деятельности в качестве медицинской сестры инфекционного кабинета в палате учреждения здравоохранения не предусмотрена. Позиция 2260000а-1754б в Списке N 2 содержит четкое и не предполагающее иного толкования указание о том, что в специальный стаж работы, учитываемый при назначении досрочной пенсии, подлежат включению лишь периоды работы по непосредственному обслуживанию больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах учреждений здравоохранения, сведений о работе полный рабочий день с инфекционными больными не имеется, в связи с чем не имеется оснований для включения в специальный стаж периода работы в должности медицинской медицинской сестры кабинета врача-инфекциониста ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" с 2 июня 2015 г. по 2 августа 2015 г, с 8 августа 2015 г. по 6 сентября 2015 г, с 6 октября 2015 г. по 23 октября 2016 г, с 17 декабря 2016 г. по 5 апреля 2017 г, с 8 апреля 2017 г. по 19 сентября 2017 г, с 30 сентября 2017 г. по 30 июня 2019 г, с 2 июля 2019 г. по 24 июня 2020 г, с 1 июля 2020 г. по 3 сентября 2020 г, с 9 сентября 2020 г. по 26 апреля 2021 г.
Поскольку не были включены в подсчет стажа на соответствующих видах работ периоды основной работы, то отсутствуют основания для включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 поименованы работники (младший и средний медицинский персонал), непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе младший медицинский персонал (позиция 2260000а).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время.
Как разъяснено в пункте 1 Указания от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У, непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Приложение N 1 Указания от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У содержит виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 от 1991 г.: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В названном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых должность медицинская сестра инфекционного кабинета не указана.
Таким образом, для разрешения исковых требований Михалёвой М.Н. о включении в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов ее работы в должности медицинской сестры кабинета врача-инфекциониста ГУЗ "Хилокская центральная районная больница", юридически значимым обстоятельством являлось установление занятости истца в спорные периоды работы в должности младшего медицинского персонала по непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, указанной нормой прямо установлено, что для включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы, предусмотренного пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" после 1 января 2013 г. требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
Отказ во включении спорных периодов в специальный стаж, пенсионный орган связывал с отсутствием документального подтверждения занятости Михалёвой М.Н. в условиях труда, предусмотренных разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что спорные периоды работы имели место после регистрации Михалёвой М.Н. в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем обстоятельства подтверждения льготного характера работы подлежат подтверждению по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, которые необходимо оценивать наряду с совокупностью иных письменных доказательств, в том числе на основании документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Факт характера работы Михалёвой М.Н. в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в спорные периоды трудовой деятельности работодателем, несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты пенсии по старости, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, не подтвержден.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорные периоды, имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Установив, что истец не представила доказательства, подтверждающие факт осуществления ей непосредственного обслуживания больных инфекционного отделения полный рабочий день, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорный период предоставлялись работодателем без указания кода льготной профессии на общих основаниях, взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам работодателем не начислялись и не оплачивались, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения периода работы Михалёвой М.Н. со 2 июня 2015 г. по 26 апреля 2021 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы судов мотивированы, требованиям закона и установленным обстоятельствам дела не противоречат.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 10 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Михалёвой Марины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Л.П. Кожевникова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.