Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-565/2022 (УИД 84RS0001-01-2022-000720-53) по иску Вотчицева Олега Анатольевича к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты, понуждении к постановке на учет, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вотчицев Олег Анатольевич (далее - Вотчицев О.А, истец) обратился в суд с иском к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты, понуждении к постановке на учет.
В обоснование своих требований указывал на то, что Вотчицев О.А. в период с 1 июня 2003 г. по 15 декабря 2021 г. проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России в должности командира отделения 75 пожарно-спасательной части 16 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
13 сентября 2011 г. Вотчицев О.А. обратился в администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с заявлением о предоставлении ему субсидии, как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера.
Решением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 16 сентября 2011 г. Вотчицев О.А. с 13 сентября 2011 г. включен в список граждан на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Письмом отдела по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 7 сентября 2022 г. N 917 Вотчицеву О.А. разъяснено, что период его службы в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю с 2 июня 2003 г. по 15 декабря 2021 г. не будет учтен при исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера при определении права на получение социальной выплаты, поскольку данный период не входит в понятие "период работы или иной деятельности".
Вотчицев О.А. находит действия ответчика незаконными.
Вотчицев О.А. просил суд обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края включить стаж его работы в 16 Пожарно-спасательном отряде 75 Пожарно-спасательной части Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю в период с 2 июня 2003 г. по 15 декабря 2021 г. в стаж, необходимый для получения социальной выплаты.
Определением судьи Дудинского районного суда Красноярского края от 21 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства Красноярского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2022 г. исковые требования Вотчицева О.А. удовлетворены. На администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края возложена обязанность включить период работы Вотчицева О.А. в 16 Пожарно-спасательном отряде 75 Пожарно-спасательной части Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю в период с 2 июня 2003 г. по 15 декабря 2021 г. в стаж, дающий право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 марта 2023 г. решение Дудинского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Вотчицев О.А, представитель ответчика администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, представители третьих лиц Министерства строительства Красноярского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Вотчицев О.А. в период с 1 июня 2003 г. по 15 декабря 2021 г. проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России в должности командира отделения 75 пожарно-спасательной части 16 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
13 сентября 2011 г. Вотчицев О.А. обратился в администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с заявлением о предоставлении ему субсидии, как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера.
Решением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 16 сентября 2011 г. Вотчицев О.А. с 13 сентября 2011 г. включен в список граждан на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Письмом отдела по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 7 сентября 2022 г. N 917 Вотчицеву О.А. разъяснено, что период его службы в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю с 2 июня 2003 г. по 15 декабря 2021 г. не будет учтен при исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера при определении права на получение социальной выплаты, поскольку данный период не входит в понятие "период работы или иной деятельности".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие общего трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального стажа, имеющего значение для разрешения вопроса о праве на назначение пенсии. Период прохождения военной службы подлежит включению в общую продолжительность стажа, дающего право на получение жилищной субсидии.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периода прохождения истцом службы в районах Крайнего Севера в 16 Пожарно-спасательном отряде 75 Пожарно-спасательной части Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю в период с 2 июня 2003 г. по 15 декабря 2021 г. в стаж работы в районах Крайнего Севера для подсчета размера социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, не подлежат включению при определении права на жилищную субсидию, противоречат положениям Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которому при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета предусматривается необходимость наличия трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а наличие специального трудового стажа имеет значение в иных случаях, в частности для назначения пенсии за выслугу лет в силовых структурах, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом исключение периода службы в органах внутренних дел Российской Федерации из стажа, противоречит положениям указанного Федерального закона, поскольку в таком случае истец, работая в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и граждане, работающие в иных организациях в районах Крайнего Севера, будет лишен в отличие от них права на получение жилищной субсидии.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дудинского районного суда Красноярского края от 16 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Л.П. Кожевникова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.