Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Жуленко Н.Л, Благодатских Г.В, с участием прокурора Маслаковой О.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0018-01-2022-001642-20 по иску Прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в интересах муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края и неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу "Урожай" о понуждении к совершению действий по кассационной жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью "ПромТех" - Ильиновой Н.А. на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 31 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03 мая 2023 г. и кассационному представлению Прокурора Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения прокурора Маслаковой О.Г,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края обратился в суд в интересах муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края (далее - Администрация) и неопределенного круга лиц с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу (далее - СНТ) "Урожай" о понуждении к совершению действий. В обоснование требований процессуальным истцом указано, что в рамках надзора за соблюдением требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что СНТ "Урожай" является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет деятельность на территории ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края. В результате деятельности СНТ "Урожай" образуются твердые коммунальные отходы.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19 апреля 2018 г. N N Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Экоресурс-ПромТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО для Зеленогорской технологической зоны Красноярского края.
СНТ "Урожай" и ООО "ПромТех" 11 мая 2021 г. заключен договор N N на оказание услуг по захоронению ТКО. Согласно пункту 1.1 договора, потребитель (СНТ "Урожай") поручает и обязуется оплатить, а региональный оператор принимает на себя обязательства возмездного оказания услуг по захоронению ТКО.
Вместе с тем, в нарушение требований закона площадки для накопления ТКО, которые образуются в результате осуществления уставной деятельности, в соответствии с требованиями Правил N, Санитарных правил и норм пункта 5.10 СП 53.13330.2019 по настоящее время товариществом не оборудованы. Общие собрания по вопросу организации площадок и установки контейнеров для сбора ТКО не проведены. В реестр мест (площадок) на территории г. Зеленогорска Красноярского края места (площадки) накопления ТКО СНТ "Урожай" не включены. Заявки от правления садоводства в Администрацию о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО и включении их в реестр не поступали.
В целях устранения нарушений прокуратурой города 27 декабря 2021 г. внесено представление председателю СНТ "Урожай" Кабаковой А.Н. в удовлетворении которого отказано. СНТ "Урожай" ни один из предусмотренных законодательством способов накопления ТКО, образующихся в результате деятельности СНТ "Урожай", не реализован. Помимо отсутствия на территории садоводства места для размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов и соответствующих контейнерных площадок, в том числе для складирования крупногабаритных отходов, СНТ "Урожай" для сбора и вывоза ТКО не используются пакеты и (или) другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Ссылаясь на несоблюдение СНТ "Урожай" природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, прокурор, с учетом неоднократных уточнений исковых требований, просил суд возложить на СНТ "Урожай" обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда организовать на территории садоводства накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утв. постановлением Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 г. N 769-П.
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 31 января 2023 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03 мая 2023 г. решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 31 января 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя ООО "ПромТех" - Ильиновой Н.А. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, вопреки выводам судов обеих инстанций, заключение СНТ "Урожай" с ИП Сабитовым О.Ф. договора на транспортирование и передачу для размещения отходов производства и потребления не является надлежащим исполнением ответчиком возложенной на него обязанности по обращению с ТКО.
В кассационном представлении Прокурора Красноярского края изложена просьб об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, судом второй инстанции неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильного судебного постановления. Так, судебная коллегия краевого суда не учла, что товарищество должно было обратиться к собственнику земли (в данном случае в Администрацию) в целях формирования соответствующего участка и оформления прав владения им, а также принять меры по организации площадок накопления ТКО и направить заявку на их включение в соответствующий реестр мест (площадок) с предоставлением необходимых документов. При этом, вопреки выводам суда второй инстанции, невозможность размещения площадок накопления ТКО не подтверждена, поскольку границы территории СНТ "Урожай" по настоящее время не определены. Кроме того, суд апелляционной инстанции не учёл, что несмотря на наличие соответствующей лицензии ИП Сабитов О.Ф. не привлекался региональным оператором (ООО "ПромТех") к оказанию услуг по обращению с ТКО на территории СНТ "Урожай".
В судебном заседании представитель процессуального истца - прокурор Маслакова О.Г. доводы кассационного представления поддержала. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что СНТ "Урожай" зарегистрировано в качестве юридического лица. СНТ "Урожай" является некоммерческой организацией, добровольно созданной гражданами для ведения садоводства, совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании.
Согласно Уставу СНТ "Урожай", его территория находится в границах населенного пункта г. Зеленогорска Красноярского края.
11 мая 2021 г. между региональным оператором ООО "ПромТех" и СНТ "Урожай" заключен договор на оказание оператором возмездных услуг по захоронению твердых коммунальных отходов.
Как установлено пунктом 2.1.2 договора, потребитель обеспечивает доставку отходов на захоронение ТКО на санкционированный объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения ТКО, своими силами или силами лицензированной организации с соблюдением правил транспортировки на объект, который указан в приложении N. В приложении N к договору указаны специализированные автотранспортные средства.
01 мая 2021 г. СНТ "Урожай" и ИП Сабитовым О.Ф. был заключен договор N на транспортировку и передачу для размещения отходов производства и потребления 4-5 класса опасности, в соответствии с которым исполнитель производит транспортирование и передачу для размещения отходов производства и потребления 4-5 класса опасности на объекты санкционированного размещения.
По заключению кадастрового инженера ООО "ПИГ-Земля" от 10 октября 2022 г, в границах СНТ "Урожай" не представляется возможным разместить площадки под накопление ТКО с соблюдением действующих санитарных и строительных норм.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), все собственники твердых коммунальных отходов (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Как установлено пунктом 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утв. постановлением Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 г. N 769-п (далее - Порядок) определено, что для накопления ТКО, образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, используются: контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; пакеты и (или) другие емкости, предоставленные региональным оператором; специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов.
В силу пункта 11.1 Порядка обязанность по созданию контейнерных площадок, ремонту контейнерных площадок для накопления (в том числе раздельного) ТКО возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 4.10 Правил благоустройства территории г. Зеленогорска Красноярского края, утв. решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 23 сентября 2021 г. N N, установлены правила содержания территории садоводческих некоммерческих товариществ.
В соответствии с пунктами 4.10.1-4.10.4 указанных Правил благоустройства СНТ обязаны соблюдать чистоту и порядок на предоставленном земельном участке и прилегающей территории.
Накопление неутилизируемых отходов (стекло, металл, пластик, макулатура) осуществляется гражданами в пределах границ предоставленного земельного участка или на площадках, установленных СНТ.
Утилизируемые компоненты отходов (растительные и пищевые) могут быть использованы для получения органического удобрения. Для этого на предоставленном земельном участке предусматривается устройство компостной площадки, ямы или ящика. Древесные отходы могут сжигаться в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Запрещается: размещать отходы на прилегающей территории; сжигать отходы изделий и материалов, горение которых приводит к образованию вредных или ядовитых веществ.
Разрешая спор, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что на территории СНТ "Урожай" осуществляется сбор и удаление (вывоз) ТКО (КТО) бестарным методом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках), что не противоречит положениям подпункта "в" пункта 10 Правил N 1156, пункту 3.1 Порядка, а также абзацу второму пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21. Как следствие, вопреки доводам кассационной жалобы и кассационного представления, судами не установлен факт виновного бездействия со стороны ответчика.
Кроме того, судами учтено, что заключенным 11 мая 2021 г. между региональным оператором и СНТ "Урожай" договором предусмотрено самостоятельное транспортирование ответчиком ТКО к местам захоронения, на оказание оператором возмездных услуг по захоронению твердых коммунальных отходов, что не противоречит 8.18 Правил N 1156, по смыслу которого оказание региональным оператором этой коммунальной услуги на основании типового договора не исключает согласование иных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Вопросы же надлежащего исполнения договора между СНТ "Урожай" и региональным оператором не могут разрешаться путем использования публично-правового механизма принуждения, поскольку законом установлена иная процедура разрешения договорных споров. В то же время с соответствующим иском ООО "ПромТех" в рамках настоящего спора не обращалось, что, впрочем, не лишает его возможности обращения за защитой своего права в случае его нарушения.
Суды обоснованно приняли во внимание и то, что с 01 марта 2021 г. введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с требованиями абзаца второго пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
При этом, вопреки доводам кассационного представления, процессуальным истцом не представлены доказательства возможности и необходимости создания мест (площадок) для установки на территории СНТ "Урожай" контейнеров с учетом имеющейся застройки, как и доказательств о наличии возражений со стороны регионального оператора ООО "ПромТех" относительно порядка исполнения условий договора на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от 11 мая 2021 г, заключенного между ООО "ПромТех" и СНТ "Урожай".
В силу чего выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 31 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью "ПромТех" - Ильиновой Н.А, кассационное представление Прокурора Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.