Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1026/2022 (УИД 38RS0022-01-2022-001109-87) по иску Зырянова Романа Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию досрочно, по кассационной жалобе Зырянова Романа Владимировича на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 5 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зырянов Роман Владимирович (далее - Зырянов Р.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области, ответчик, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию досрочно.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением ОПФР по Иркутской области от 17 марта 2022 г. N14992/22 Зырянову Р.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению пенсионного органа, стаж Зырянова Р.В. составил 11 лет 1 месяц 24 дня при требуемом 12 лет 6 месяцев. Страховой стаж составил 32 года 5 месяцев 1 день, при требуемом 25 лет.
При назначении пенсии Зырянову Р.В. не зачли в льготный стаж службу в Советской Армии в размере 1 год 5 дней в льготном исчислении, как один месяц за полтора месяца; период работы в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее - ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярск краю) с 5 января 1983 г. по 28 октября 1983 г. (10 месяцев 23 дня) в должности слесаря по ремонту тракторов, на период прохождения производственной практики; период работы в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 декабря 1987 г. по 21 апреля 1988 г. (4 месяца 21 день) в должности шофёра на вывозе вагонстоики; период работы в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 июня 1989 г. по 20 июня 1989 г. (20 дней) в должности шофера лесовозного автомобиля; период работы в обществе с ограниченной ответственностью "Сибирская Лесная Компания" (далее - ООО "Сибирская Лесная Компания") с 16 июня 2015 г. по 17 июля 2015 г. (1 месяц 2 дня) в должности водителя автомобиля на вывозке леса с верхнего склада.
Зырянов Р.В. находит решение пенсионного органа незаконным.
Зырянов Р.В. просил суд признать незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 17 марта 2022 г. N14992/22;
обязать ответчика включить в общий стаж Зырянова Р.В. льготный стаж службы в Советской Армии в размере 1 год 5 дней;
обязать ответчика включить в специальный стаж Зырянова Р.В. по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" льготный стаж службы в Советской Армии в размере 1 год 5 дней;
обязать ответчика включить в специальный стаж Зырянова Р.В. по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 5 января 1983 г. по 28 октября 1983 г. (10 месяцев 23 дня) в должности слесаря по ремонту тракторов (слесаря по ремонту лесозаготовительного оборудования); период работы в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 декабря 1987 г. по 20 апреля 1988 г. (4 месяца 20 дней) в должности шофёра на вывозе вагонстойки (шофера на вывозке леса); период работы в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 июня 1989 г. по 20 июня 1989 г. (20 дней) в должности шофера лесовозного автомобиля; период работы в ООО "Сибирская Лесная Компания" с 16 июня 2015 г. по 17 июля 2015 г. (1 месяц 2 дня) в должности водителя автомобиля на вывозке леса с верхнего склада; признать за Зыряновым Р.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 17 января 2022 г. в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика назначить Зырянову Р.В. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 января 2022 г.
Определением Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 июня 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Определением Тайшетского городского суда Иркутской области от 15 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее - ГУФСИН России по Красноярскому краю).
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 5 декабря 2022 г. исковые требования Зырянова Р.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 17 марта 2022 г. N14992/22 об отказе Зырянову Р.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части исключения из специального трудового стажа периода работы с 1 июня 1989 г. по 20 июня 1989 г. в качестве водителя на вывозке леса. На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Зырянова Р.В. в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 июня 1989 г. по 20 июня 1989 г. в должности водителя на вывозке леса. В удовлетворении требований Зырянова Р.В. в оставшейся части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Иркутской области правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г. решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 5 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зырянов Р.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Зырянов Р.В, представитель ответчика ОСФР по Иркутской области, представители третьих лиц ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением ОПФР по Иркутской области от 17 марта 2022 г. N14992/22 Зырянову Р.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению пенсионного органа, стаж Зырянова Р.В. составил 11 лет 1 месяц 24 дня при требуемом 12 лет 6 месяцев. Страховой стаж составил 32 года 5 месяцев 1 день, при требуемом 25 лет.
При назначении пенсии Зырянову Р.В. не зачли в льготный стаж службу в Советской Армии в размере 1 год 5 дней в льготном исчислении, как один месяц за полтора месяца; период работы в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее - ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярск краю) с 5 января 1983 г. по 28 октября 1983 г. (10 месяцев 23 дня) в должности слесаря по ремонту тракторов, на период прохождения производственной практики; период работы в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 декабря 1987 г. по 21 апреля 1988 г. (4 месяца 21 день) в должности шофёра на вывозе вагонстоики; период работы в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 июня 1989 г. по 20 июня 1989 г. (20 дней) в должности шофера лесовозного автомобиля; период работы в обществе с ограниченной ответственностью "Сибирская Лесная Компания" (далее - ООО "Сибирская Лесная Компания") с 16 июня 2015 г. по 17 июля 2015 г. (1 месяц 2 дня) в должности водителя автомобиля на вывозке леса с верхнего склада.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца период работы Зырянова Р.В. в ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 июня 1989 г. по 20 июня 1989 г. в должности водителя на вывозке леса.
В данной части судебные акты не обжалуются, потому не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая исковые требования Зырянова Р.В. о включении в специальный стаж периодов работы истца с 5 января 1983 г. по 28 октября 1983 г. (10 месяцев 23 дня) в должности слесаря по ремонту тракторов; с 1 декабря 1987 г. по 20 апреля 1988 г. (4 месяца 20 дней), в ООО "Сибирская Лесная Компания" с 16 июня 2015 г. по 17 июля 2015 г. (1 месяц 2 дня) в должности водителя автомобиля на вывозке леса с верхнего склада, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих занятость истца в течение полного рабочего дня в указанные периоды по профессиям, предусмотренным Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273, а также документов, подтверждающих характер и условия работы в данные периоды, занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок.
Разрешая требования в части включая в специальный стаж истца периода службы в армии, суд апелляционной инстанции, учитывая Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что до призыва на военную службу и после военной службы у истца не имела место работа на льготных условиях, периоды которой включены судом и учтены ответчиком в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховой пенсии", вступившего в законную силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения закреплены также в подпункте 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, применяемым для учета периодов выполнения работ, имевших место до 1 января 1992 г, право на льготное пенсионное обеспечение в разделе "Лесозаготовки" предусмотрено для конкретных профессий (должностей).
Подпунктом "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее по тексту также Список N 273 от 24 апреля 1992 г.).
Согласно Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют водители автомобилей на вывозке леса при условии, что они заняты в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Поскольку должность, в которой работал истец, выше предусмотренными Списками не предусмотрена, какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие особый характер условий труда, не представлены, а в соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы истца 5 января 1983 г. по 28 октября 1983 г. (10 месяцев 23 дня) в должности слесаря по ремонту тракторов; с 1 декабря 1987 г. по 20 апреля 1988 г. (4 месяца 20 дней) в должности шофера на вывозе вагонстойки в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судами установлено и правомерно учтено, что процесс вывозки вагонстойки к процессу лесозаготовки не относится. Вагонстойка вывозилась на бортовых, а не на лесовозных машинах.
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлена ответственность работодателей за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ответственность за достоверность которых возложена на работодателя.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом доказывание характера и условий труда является обязательным, так как действующее пенсионное законодательство не позволяет суду принять решение о праве лица на досрочное пенсионное обеспечение в отсутствие доказательств соответствующих условий работы.
Период работы истца период работы в ООО "Сибирская Лесная Компания" с 16 июня 2015 г. по 17 июля 2015 г. (1 месяц 2 дня) в должности водителя автомобиля на вывозке леса с верхнего склада проходил после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", сведений персонифицированного учета за данный период в особых условиях не имеется (работодателем представлены сведения как работа в районах Крайнего Севера), письменных документов, с достоверностью подтверждающих особый характер работы истца и постоянную занятость на такой работе в спорный период, материалы дела не содержат.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что работа в качестве водителя автомобиля на вывозке леса, должна подтверждаться определенными средствами доказывания, так как в данном случае подтверждается именно характер работы.
Документы, выданные в установленном порядке работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами, уточняющие занятость истца в спорные периоды в должностях, предусмотренных Списком N 273, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", истцом не представлены.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, а также Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды он был занят постоянно, в течение полного рабочего дня, на работах, предусмотренных Списком N 273, отсутствие доказательств, подтверждающих занятость истца в спорные периоды непосредственно в едином технологическом процессе лесозаготовок в течение полного рабочего дня, а также установив, что сведениями индивидуального персонифицированного учета также не подтвержден факт осуществления истцом работы в спорные периоды, имевшие место как до так и после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, работы, дающей в силу пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение страховой пенсии, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части.
Доводы кассационной жалобы о том, что специальный трудовой стаж истца подтвержден записями в трудовой книжке, несостоятельны и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодатель связывает не с любой работой в должности водителя, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом, периоды такой работы должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В абзаце 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В абзаце 5 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Судами правомерно не приняты в качестве допустимых доказательств показания свидетелей, поскольку характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Принимая во внимание отсутствие доказательств работы истца в спорный период в особых условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суды правомерно отказали истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
До 1 января 1992 г. исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, производится с учетом положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112, 113 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в общий стаж работы засчитывается, в частности служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Согласно абзацу 4 пункта 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункта "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункта "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункта "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (абзац 5 пункта 109 Положения).
В период военной службы Зырянова Р.В. действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которое предусматривало, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР мог быть включен в общий стаж работы, а также при определенных условиях - в специальный трудовой стаж на соответствующих видах, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако не предусматривало возможности льготного исчисления указанных периодов, не предусмотрена такая возможность и пенсионным законодательством, действующим в настоящее время.
Согласно трудовой книжке истца, Зырянов Р.В. с 23 августа 1984 г. по 13 ноября 1984 г. работал водителем автомашины по перевозке хозгрузов Учреждения У-235/25; с 22 ноября 1984 г. по 17 ноября 1986 г. проходил службу в Советской армии; с 16 декабря 1986 г. по 1 декабря 1987 г. работал водителем хозмашины подразделения У-235/25.
Постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1984 г. N 482 на истца не распространяется.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что службе истца по призыву в Советской Армии не предшествовала и за ним не следовала льготная работа, в связи с чем, период службы по призыву не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсий по старости.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 5 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зырянова Романа Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Л.П. Кожевникова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.