Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Раужина Е.Н, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-272/2023 (УИД 38RS0032-01-2022-005963-30) по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Макарова Виктора Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и выплатить недостающую часть, по кассационной жалобе Макарова Виктора Михайловича на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 9 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г, по кассационному представлению прокуратуры Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 9 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В. поддержавшего доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Макарова Виктора Михайловича (далее - Макаров В.М.) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области, ответчик, пенсионный орган) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и выплатить недостающую часть, В обоснование требований указывал на то, что Макаров В.М. обратился в прокуратуру Куйбышевского района г. Иркутска с заявлением о нарушении пенсионных прав.
Прокуратурой Куйбышевского района г. Иркутска было установлено, что Макарову В.М. с 19 февраля 1998 г. была назначена пожизненно пенсия за выслугу лет в связи с работой в летном и летно-испытательном составе гражданской авиации г. Нюрба (Республика Саха (Якутия)). Фактически выплата пенсии стала производиться с 21 октября 1998 г, со дня, следующего за днем увольнения с летной работы.
С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
18 июня 2012 г. Макаров В.М. обратился в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости с момента назначения пенсии, то есть с 19 февраля 1998 г.
В соответствии с распоряжением пенсионного органа от 20 июня 2012 г, Макарову В.М. с 1 июля 2012 г. произведен перерасчет страховой пенсии с учетом повышенного отношения заработков 1, 7, в удовлетворении требования о перерасчете пенсии за период до 1 июля 2012 г. отказано.
Данное решение пенсионного органа противоречит действующему законодательству. В материалах пенсионного дела истца на 1 января 2002 г. имелась справка о размере заработной платы, которая превышала размер средней заработной платы по стране в 2, 2 раза. Также в материалах дела имелись сведения о продолжительном периоде работы истца в Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия). С учетом изложенного, основания для назначения пенсии в повышенном отношении (1, 7) среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации на 1 января 2002 г. имелись.
Ответчиком длительное время, с 1 января 2002 г. по 1 июля 2012 г, не выполнялась обязанность по информированию пенсионеров, в частности Макарова В.М. о его праве на подачу заявления о перерасчете пенсии в связи с повышенным отношением (1, 7) среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Указанное обстоятельство привело к тому, что пенсионер длительное время не мог воспользоваться положенным ему правом.
Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Макарова В.М. просил суд признать незаконным отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии Макарову В.М. за период с 1 января 2002 г. по 30 июня 2012 г. с учетом отношения среднемесячного заработка пенсионера к средней зарплате по стране в размере 1, 7; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии Макарова В.М. за период с 1 января 2002 г. по 30 июня 2012 г. с учетом отношения среднемесячного заработка пенсионера к средней зарплате по стране в размере 1, 7, выплатить недостающую часть пенсии.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 9 января 2023 г. исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Макарова В.М. оставлены без удовлетворения.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 7 марта 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Иркутской области правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 9 января 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Макаров В.М, в кассационном представлении прокуратура Иркутской области просят об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции материальный истец Макаров В.М, представитель ответчика ОСФР по Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы и кассационного представления судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Макарову В.М. с 19 февраля 1998 г. была назначена пожизненно пенсия за выслугу лет в связи с работой в летном и летно-испытательном составе гражданской авиации г. Нюрба (Республика Саха (Якутия)). Фактически выплата пенсии стала производиться с 21 октября 1998 г, со дня, следующего за днем увольнения с летной работы.
18 июня 2012 г. Макаров В.М. обратился в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости с момента назначения пенсии, то есть с 19 февраля 1998 г.
В связи с вступлением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионным органом произведена оценка пенсионных прав Макарова В.М. по состояния на 1 января 2002 г.
Из протокола оценки пенсионных прав следует, что среднемесячный заработок Макарова В.М. по справке N 1 составил 1946, 46 руб, средняя зарплата по стране - 848, 79 руб, отношение заработков - 2.293, максимальное отношение заработков - 1.2, расчетное отношение заработков -1.2.
18 июня 2012 г. Макаров В.М. обратился в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска с заявлением о перерасчете размера пенсии, вместе с заявлением представил архивную справку о заработке за 60 месяцев.
В данной архивной справке от 11 апреля 2012 г, выданной архивом муниципального района "Нюрбинский район" Республики Якутия, (справка N 2) по документам архивного фонда ГУП Авиакомпания "Вилюй" приведены сведения о заработной плате Макарова В.М. за 60 месяцев с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1988 г. за период работы в г. Нюрба.
В архивной справке от 11 апреля 2012 г. также указано, что к заработной плате начислялся районный коэффициент 1.7.
В соответствии с распоряжением пенсионного органа от 20 июня 2012 г. Макарову В.М. с 1 июля 2012 г. произведен перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработков 1, 7, в удовлетворении требования о перерасчете пенсии за период до 1 июля 2012 г. отказано.
В настоящее время пенсия рассчитана и выплачивается с учетом соотношения заработков 1.7.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 1 января 2002 г. Макаров В.М. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не проживал, имел продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера 16 лет 6 месяцев 26 дней, страхового общего стажа более 32 года, в связи с чем пенсионным органом при определении размера пенсии расчет среднемесячного заработка произведен по справке о заработной плате за период с 1 февраля 1996 г. по 31 января 1998 г, районный коэффициент - 1.2. На основании представленной архивной справке о заработной плате от 11 апреля 2012 г. пенсионный орган издал распоряжение от 20 июня 2012 о перерасчете размера пенсии с 1 июля 2012 г. пожизненно, учтено соотношение заработков 1.7. Распоряжение пенсионного органа в части определения срока перерасчета с 1 июля 2012 г. соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции также указал на то, что в период с даты установления пенсии 19 февраля 1998 г. до перерасчета 1 июля 2012 г. пенсионный орган располагал только сведениями о заработной плате Макарова В.М. с 1 февраля 1996 г. по 31 января 1998 г, в связи с чем, оснований для перерасчета размера пенсии до 30 июня 2012 г. с учетом сведений о заработной плате за период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1988 г, не имелось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" представление сведений о заработке за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. является правом пенсионера, претендующего на перерасчет пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы и кассационного представления не опровергаются.
Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1, 4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5; не свыше 1, 7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8; не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 от 22 апреля 2003 г. о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г, повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
В силу пункта 4 разъяснения N 3 от 22 апреля 2003 г. лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г, т.е. за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца. При этом, если трудовая деятельность не менее указанной продолжительности имела место в нескольких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то в учитываемом периоде принимается во внимание размер непроизводственного районного коэффициента по району или местности последней работы, приходящийся на этот период.
Пунктом 5 разъяснения предусмотрено, что по желанию лиц, указанных в пункте 3 данного разъяснения, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пункте 4 разъяснения, если они достигли необходимого возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), проработали по состоянию на 1 января 2002 г. не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте 4 "в" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" производится по состоянию на 1 января 2002 г, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Законом не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 г. или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судами установлено, что на 1 января 2002 г. истец не проживал в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностям, однако имел необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера 16 лет 6 месяцев 26 дней, общий страховой стаж более 32 лет.
Между тем, при назначении пенсии истцом представлена была справка о заработке за период 1 февраля 1996 г. по 31 января 1998 г, которая не содержала сведений о повышенном размере районного коэффициента.
С 1 января 2002 г. до 2012 г. истец не предоставлял в пенсионный орган справку о размере заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, содержащую сведения о размере выплат по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Поскольку справка о заработке за период 1 февраля 1996 г. по 31 января 1998 г. не содержала сведений о районном коэффициенте, истец не обращался с заявлением в пенсионный орган о расчете размера пенсии исходя из повышенного отношения заработков на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца.
Такими сведениями пенсионный орган не обладал.
Полномочий для расчета размера пенсии исходя из повышенного отношения заработков на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца без заявления истца пенсионный орган не обладал.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
В связи с чем, при отсутствии справки, содержащей сведения о размере выплат по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца, отсутствии заявления истца в пенсионный орган о расчете размера пенсии исходя из повышенного отношения заработков на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца, пенсионный орган не имел полномочий по расходованию средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, возложение обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет пенсии с 1 января 2002 г. возможно только при наличии вины пенсионного органа в неполучении пенсионером пенсии в повышенном размере.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций вины пенсионного органа не установлено, с момент предоставления заявления и справки N 2 в 2012 г. пенсия в повышенном размере с учетом коэффициента 1, 7 назначена истцу, выплата производится до настоящего времени. Нарушения прав истца не установлено судами.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба и представление не содержат. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления, отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 9 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Макарова Виктора Михайловича, кассационное представление прокуратуры Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Е.Н. Раужин
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.