Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Бутковой Н.А, Вдовиченко С.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-4/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "СИНЕМА ПАРК" о признании не действующим в части указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 г. N 16 "О введении режима повышенной готовности" по апелляционной жалобе акционерного общества "СИНЕМА ПАРК" на решение Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2023 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя административного ответчика Шильниковой Н.И, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
15 марта 2020 г. Главой Республики Коми в связи с угрозой распространения на территории Республики Коми новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) издан указ N 16 "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ N 16), пунктом 1 которого введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Первоначальный текст нормативного правового акта официально опубликован 15 марта 2020 г. в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru и 3 апреля 2020 г. в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", N 5, ст. 44.
В последующем в данный документ неоднократно вносились изменения, в том числе указом Главы Республики Коми от 20 января 2022 г. N 4 (далее - Указ N 4), опубликованным 20 января 2022 г. в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru и 28 января 2022 г. в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", N 1, ст. 2.
Пунктом 19.11 Указа N 16 (здесь и далее - в редакции Указа N 4) установлено следующее:
в абзаце первом и втором данного пункта с 3 августа 2020 г. разрешена работа кинотеатров (кинозалов) при условии выполнения установленных законодательством требований, в том числе проведения комплекса противоэпидемических мероприятий по перечню согласно приложению N 3 к данному указу;
в абзаце третьем данного пункта с 22 сентября 2020 г. разрешена работа театров, театральных и концертных организаций, учреждений клубного типа при условии выполнения рекомендаций по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения COVID-19 при осуществлении деятельности театров и концертных организаций;
в абзаце четвёртом данного пункта установлены предписания организациям, указанным в абзаце третьем названного пункта;
в абзаце пятом данного пункта установлены ограничения организациям, указанным в абзацах втором и третьем указанного пункта;
в абзаце шестом данного пункта установлены исключения для ограничений, предусмотренных абзацем пятым названного пункта;
в абзаце седьмом данного пункта установлены условия работы кинотеатров (кинозалов), театров, театральных и концертных организаций, учреждений клубного типа, библиотек, музеев в период установленных Президентом Российской Федерации нерабочих дней с 30 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г.;
в абзаце восьмом данного пункта установлены ограничения работы кинотеатров (кинозалов), театров, театральных и концертных организаций, учреждений клубного типа в период с 8 ноября 2021 г. до 20 января 2022 г.
в абзаце девятом данного пункта приостановлена работа кинотеатров (кинозалов); работа театров, театральных и концертных организаций, учреждений клубного типа осуществляется без участия зрителей (без возможности заполнения зала) с 21 января 2022 г. до улучшения эпидемиологической обстановки на территории Республики Коми.
Акционерное общество "СИНЕМА ПАРК" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 19.11 Указа N 16 в редакции упомянутого Указа N 4 в той части, которой приостановлена работа кинотеатров (кинозалов), ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 2 и 5 указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 316), а также на нарушение своих прав, поскольку за несоблюдение оспариваемых предписаний постановлениями судей Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление киносеансов и продажу билетов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые положения пункта 19.11 не имеют исключений по субъектному составу в части системообразующих организаций и организаций, включённых в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в связи с чем общество, подпадающее под указанные критерии, не может осуществлять деятельность по демонстрации кинофильмов.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "СИНЕМА ПАРК", полностью поддерживая позицию, изложенную в суде первой инстанции при рассмотрении данного административного дела, полагает решение суда незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
Относительно апелляционной жалобы Главой Республики Коми, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Закона Республики Коми от 26 декабря 2013 г. N 140-РЗ "Об органах исполнительной власти Республики Коми и о лицах, замещающих государственные должности Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми" и Закона Республики Коми от 4 ноября 2022 г. N 101-РЗ "о порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию", сделал верный вывод о принятии оспариваемого Указа N 16 с последующими изменениями уполномоченным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка опубликования и введения в действие. Нормативный правовой акт по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя содержание пункта 19.11 Указа N 16 в редакции Указа N 4 в части приостановления деятельности кинотеатров (кинозалов), суд первой инстанции пришёл к выводу о его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм права.
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 упомянутого федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 названного федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "у" и "ф" пункта 1 данной статьи, не могут им противоречить.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", в подпункте "д" пункта 6 которых предусмотрено в том числе, что в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ, организации приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 названного федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 31 этого же федерального закона установлено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населённых пунктов данного субъекта Российской Федерации (пункт 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (в редакции постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N 6) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Из материалов данного административного дела следует, что распоряжением Главы Республики Коми создан Республиканский межведомственный оперативный штаб по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 и утверждён его состав, в который, в частности, включён руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми - Главный государственный санитарный врач по Республике Коми.
В повестку заседания названного оперативного штаба от 20 января 2022 г. включён доклад Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 20 января 2022 г. о санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Коми в условиях эпидемического распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
На оснований предписаний Главного государственного санитарного врача по Республике Коми, исходя из протокола заседания оперативного штаба от 20 января 2022 г, в пункт 19.11 Указа N 16 внесены ограничительные меры в виде приостановки деятельности кинотеатров (кинозалов).
Данные временные ограничительные меры соответствуют приведённым положениям постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 и предписаниям Главного государственного санитарного врача Республики Коми не противоречат.
Исходя из изложенного, введённые в пункте 19.11 Указа N 16 временные правила поведения не носят произвольный характер, направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровья, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Республики Коми, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределённого круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории указанного субъекта Российской Федерации.
Доводы о том, что оспариваемые положения не распространяются на административного истца, включённого в перечень системообразующих предприятий и перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, поскольку приняты в нарушение пунктов 2 и 5 Указа Президента Российской Федерации N 316 без согласования с Правительством Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются, поскольку такие введённые ограничительные меры, включая приостановление деятельности кинотеатров (кинозалов), на территории Республики Коми введены ранее издания названного указа Президента Российской Федерации, а потому, согласования с Правительством Российской Федерации не требовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии противоречия положений пункта 19.11 оспариваемого нормативного правового акта о приостановлении деятельности кинотеатров (кинозалов) законодательству, имеющему большую юридическую силу, а потому в удовлетворении административного иска отказано обоснованно.
Судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда является законным и обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта в оспариваемой части, являлись правовой позицией административного истца в суде первой инстанции, которая проверена и получила надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "СИНЕМА ПАРК" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.