Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Приморского края ФИО3 на вступившее в законную силу постановление судьи Михайловского районного суда Приморского края от 25 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Михайловского районного суда Приморского края прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
В протесте, поданном в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Приморского края ФИО3 выражает несогласие с судебным актом, просит о его отмене.
ФИО1, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о принесенном протесте, представила свои возражения на протест.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Из материалов дела усматривается, что 8 февраля 2023 года прокурором Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в адрес начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Приморскому краю направлено представление с требованиями принять меры к незамедлительному устранению нарушений закона, выявленных при проверке, причин и условий, им способствовавших, решить вопрос о привлечении к соответствующей ответственности виновных должностных лиц, о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в Приморскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Так, в ходе прокурорской проверки были выявлены следующие нарушения.
В нарушение требований ч. 3 ст. 101 УИК РФ, ст. 24 ФЗ N 52-ФЗ, п. 12.9.6 Инструкции, п. 2.6 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N44, п. 56 ПВР ИУ, выявлено, что в столовой исправительного учреждения имеются признаки существенного обледенения оконных проемов, приводящего к образованию луж на полу указанного помещения, что свидетельствует о несоответствии системы вытяжной вентиляции объемам выделяемого тепла и влаги в указанном помещении.
В нарушение требований ст. 99 УИК РФ и п. 14.13 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276, не обеспечено достаточное освещение из-за отсутствия работающих надлежащим образом светильников, поскольку из четырёх установленных осветительных ламп работают только две.
Кроме того, в нарушение п.п. 2.6 - 2.7 СП 2.1.3678-20, при осмотре банно-прачечного комплекса выявлено наличие сколов и трещин на покрытии пола, в душевой комнате отряда N 1 разбито зеркало, отсутствуют душевые лейки, а также 1 кран. В здании, где размещается указанный отряд, на момент проверки отсутствовало холодное водоснабжение. В санитарном узле отряда N 2 имеются повреждения умывальников в виде сквозной коррозии. В подсобном помещении котельной, находящейся на территории учреждения, выявлен факт хранения пищевых продуктов, чайника, использования радиоприемника, что свидетельствует о нарушении ч. 1, 3 ст. 82 УИК РФ и п. 12.24 ПВР ИУ.
27 февраля 2023 года на указанное представление направлена информация за подписью начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО1, согласно которой в целях устранения выявленных нарушений закона, 20 февраля 2023 года проведено совещание с участием помощника прокурора Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО4
На совещании была заслушана заместитель начальника учреждения ФИО5, которая доложила, что существенное обледенение оконных проемов в помещении столовой стало возможным в виду избыточной влажности помещения.
В настоящее время обледенение оконных проемов отсутствует. На капитальный ремонт банно - прачечного комплекса выделено 100000 рублей на приобретение материалов. Ведется работа по проведению электронных аукционов. Устранены нарушения в душевой комнате отряда N 1 (разбитое зеркало заменено, кран и душевые лейки установлены). Устранена коррозия умывальников в санитарном узле отряда N2. Светильники работают в полном объеме.
На момент проверки в здании отсутствовало холодное водоснабжение в виду того, что учреждение снабжается водой от собственной водозаборной скважины, наблюдается сезонное снижение дебета подъема подземных вод, в связи с чем возникают случаи отсутствия воды на верхних этажах здания из-за недостаточного напора. Установлен факт хранения пищевых продуктов (чай, кофе, сахар), использование чайника и радиоприемника в помещении котельной, находящейся на территории учреждения.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО1 по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что умысла у ФИО1 на невыполнение требований прокурора в части обеспечения холодной водой не было, также суд пришел к выводу, что действия администрации по обеспечению осужденных, работающих в ночную смену, адаптогенами соответствует п. 10 Протокола заседания санитарно-эпидемиологической комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю от 28 сентября 2022 года N 3, согласно которого необходимо обеспечить теплым питанием и питьем (чай, кофе, кислородные коктейли) лиц, трудоустроенных в ночную смену и на работах на открытом воздухе.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Доводы протеста не могут служить основанием для его удовлетворения.
Ссылка в протесте на незаконность указания в мотивировочной части постановления суда на статью 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не может служить основанием для его отмены, поскольку и в представлении прокурора об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 8 февраля 2023 года, и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 марта 2023 года имеется ссылка на статью 22 указанного закона.
Указание в представлении на отсутствие в отряде N1 на момент проверки холодного водоснабжения, было предметом рассмотрения в ФКУ ИК-10. Из материалов дела усматривается, что в течение ряда лет проводятся работы в целях осуществления строительства новой водозаборной скважины, о чем подробно описано в постановлении суда.
Судом обоснованно указано на невозможность силами начальника ФКУ ИК-10 устранить в месячный срок проблему с подачей воды в учреждение.
Наличие в котельной продуктов питания (чай, кофе, сахар), чайника обусловлено работой осужденных по подноске угля в ночную смену в зимнее время, и необходимостью соблюдения их прав на отдых и прием адаптогенов, о чем также указано в мотивировочной части постановления суда. Аналогичная ситуация описана и в отношении радиоприемника.
В соответствии со статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объектом пересмотра являются вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Приведенная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Михайловского районного суда Приморского края от 25 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО1 - оставить без изменения, протест заместителя прокурора "адрес" - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.