Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова Валерия Павловича на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению УФНС России по Камчатскому краю к Иванову В.П. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
представитель УФНС России по Камчатскому краю обратился в Елизовский районный суд Камчатского края с административным исковым заявлением, просил взыскать с Иванова В.П. задолженность по транспортному налогу за 2020 год в сумме 67 768 руб, задолженность по земельному налогу за 2020 год в сумме 1 833 руб, пени по земельному налогу за 2020 год в сумме 6 руб. 87 коп. Всего взыскать 69 607 руб. 87 коп.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 января 2023 года, административные исковые требования УФНС России по Камчатскому краю удовлетворены. С Иванова В.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: "адрес", в пользу Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю взыскана задолженность по транспортному налогу за 2020 год в сумме 67 768 руб, задолженность по земельному налогу за 2020 год в сумме 1 833 руб, пени по земельному налогу за период со 2 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года в сумме 6 руб. 87 коп; всего взыскано 69 607 руб. 87 коп. С Иванова В.П. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 288 руб. 24 коп.
18 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Иванова В.П, поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 11 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами не принято во внимание тяжелое материальное положение административного ответчика, связанное с поддержкой родственников, оставшихся без средств к существованию. Судом не учтены заявленные Ивановым В.П. нормы налогового законодательства РФ об отмене местных и региональных налогов и сборов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 июня 2023 года кассационная жалоба Иванова В.П. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения на кассационную жалобу УФНС России по Камчатскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (ст.75 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в 2020 году Иванов В.П. являлся собственником транспортных средств: моторной лодки, государственный регистрационный знак N грузового автомобиля "данные изъяты", государственный регистрационный знак N; грузового автомобиля "данные изъяты" государственный регистрационный знак N; грузового автомобиля "данные изъяты" государственный регистрационный знак N; автобуса "данные изъяты" государственный регистрационный знак N недвижимого имущества - земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
12 октября 2021 года налоговым органом в адрес Иванова В.П. направлено налоговое уведомление N 19418722 от 1 сентября 2021 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 года в размере 67 768 рублей, земельного налога в размере 1 833 рубля, в связи с неисполнением которого 17 декабря 2021 года в адрес налогоплательщика направлено требование N 113038 со сроком уплаты задолженности до 9 февраля 2022 года.
27 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка N 22 Елизовского судебного района Камчатского края по заявлению УФНС по Камчатскому краю вынесен судебный приказ о взыскании с Иванова В.П. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 67 768 рублей, по земельному налогу за 2020 год в размере 1833 рубля, пени по земельному налогу за 2020 год в размере 6 рублей 87 копеек, который отменен определением от 30 мая 2022 года в связи с поступлением от Иванова В.П. возражений.
4 августа 2022 года налоговым органом в Елизовский районный суд в суд подано административное исковое заявление о взыскании с Иванова В.П. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 67 768 рублей, по земельному налогу за 2020 год в размере 1833 рубля, пени по земельному налогу за 2020 год в размере 6 рублей 87 копеек.
Удовлетворяя административное исковое заявление УФНС России по Камчатскому краю, суд первой инстанции, с правовой позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из соблюдения налоговым органом установленных сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании налогов, правильности расчета недоимки по транспортному и земельному налогам, неоплаченных Ивановым В.П, расчета пени, и, установив доказанность факта неисполнения административным ответчиком возникшей у него, как у собственника транспортного средства и недвижимого имущества, обязанности уплатить в установленный законом срок налоги, пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований налогового органа.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции в своем определении, пунктом 5 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, на положения которого ссылается административный ответчик, определен законодательный порядок отмены налоговых платежей. Между тем, предусмотренные положениями Налогового кодекса Российской Федерации налоги, в том числе земельный и транспортный налоги являются действующими и подлежат уплате налогоплательщиками. Каких-либо противоречий или неясности, которые должны толковаться в пользу налогоплательщика, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не принято во внимание тяжелое материальное положение административного ответчика, связанное с поддержкой родственников, оставшихся без средств к существованию, а также о том, что судом не учтены заявленные Ивановым В.П. нормы налогового законодательства РФ об отмене местных и региональных налогов и сборов, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 января 2023 года оставить без изменения, кассационную Иванова В.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.