Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края на решение Хасанского районного суда Приморского края от 18 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кабачинской Инны Юрьевны к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании произведенных работ с существенным нарушением нормативных требований, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края - Дмитрук А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кабачинская И.Ю. обратилась в Хасанский районный суд Приморского края с исковым заявлением, с учетом уточнений просила признать работы, выполненные в рамках муниципального контракта от 19 декабря 2018 года N 546/18, заключенного между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и ООО "СКАБ", по замене водопропускной трубы диаметром 1, 6 м на две диаметром 0, 5 м на участке дороги по "адрес" в "адрес" с существенным нарушением нормативных требований СТО НОСТРОИ 2.25.99-2013; возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений в реконструкции дороги, путем установления водопропускных труб с учетом гидравлического расчета максимального сброса воды в период дождей на участке дороге по "адрес" в районе "адрес" "адрес".
В обоснование указала, что причиной подтопления принадлежащего ей земельного участка 28.08.2019 явилась неработоспособность водопропускного сооружения, устроенного под автомобильной дорогой при ремонте в рамках государственного контракта N 546/18 от 19.12.2018, а именно - водопропускная труба диаметром 1600 мм была заменена на две новые совокупного меньшего диаметра.
Определением судьи Хасанского районного суда Приморского края от 20 декабря 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.
Решением Хасанского районного суда Приморского края от 18 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 февраля 2023 года, исковые требования Кабачинской И.Ю. удовлетворены. Признаны выполненными с существенным нарушением нормативных требований СТО НОСТРОЙ 2.25.99-2013 работы в рамках муниципального контракта от 19 декабря 2018 года N 546/18, заключенного между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и ООО "СКАБ" по замене водопропускной трубы диаметром 1, 6 м на две диаметром 0, 5 м на участке км N автомобильной дороги "адрес" в районе "адрес" напротив "адрес" в "адрес". На Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края возложена обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений в реконструкции дороги, путем установления водопропускных труб с учетом гидравлического расчета максимального сброса воды в период дождей на участке дороге по "адрес" в районе "адрес" "адрес".
29 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, поданная через Хасанский районный суд Приморского края 10 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права, не установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу. Судами не учтено, что СТО НОСТРОЙ 2.25.99-2013 не является нормативным правовым актом обязательным к применению, а носит рекомендательный характер. Исходя из характера заявленных требований, правовые основания для рассмотрения и разрешения судами искового заявления Кабачинской И.Ю. в порядке гражданского судопроизводства отсутствовали. Характер произошедших событий в августе 2019 года в домовладении истца связан с чрезвычайными обстоятельствами непреодолимой силы (сильными осадками), что в свою очередь, исключает ответственность Министерства. В основу решения суда положено экспертное заключение, в котором отсутствуют самостоятельные расчеты по определению пропускной способности трубы, не установлена причинно-следственная связь между подтоплением участка и заменой водопропускной трубы на участке км N автомобильной дороги "адрес".
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2023 года кассационная жалоба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края на решение Хасанского районного суда Приморского края от 18 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 февраля 2023 года передана для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2023 года кассационная жалоба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из положений СТО НОСТРОЙ 2.25.99-2013 "Автомобильные дороги. Устройство, реконструкция и капитальный ремонт водопропускных труб", утвержденного Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 24 июня 2013 г. N 43, следует, что капитальный ремонт водопропускной трубы - комплекс технологических операций, направленный на восстановление первоначальных свойств водопропускной трубы без изменения ее параметров, реконструкция водопропускной трубы - комплекс технологических операций, целью которого является восстановление свойств трубы с изменением ее параметров (поперечных размеров, длины)".
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кабачинская И.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером N и расположенного на нем жилого дома по адресу: "адрес".
19.12.2018 Министерством (заказчиком) и ООО "СКАБ" (подрядчиком) на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме N 0120200004718000705 от 04.12.2018, идентификационный код закупки 182253803058125380100100760014211244, заключен государственный муниципальный контракт N 546/18 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения "адрес"
Согласно сметной документации и актов выполненных работ (КС-2) на участке дороги "адрес" "адрес" подрядчик произвел демонтаж одной водопропускной трубы диаметром 1600 мм (ПК6+97); засыпку траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м бульдозерами мощностью: 96 кВт (130 л.е.), группа грунтов 3/замена грунта; устройство основания под трубопроводы: щебеночного; укладкуа трубопроводов из железобетонных безнапорных раструбных труб диаметром 800 мм. При этом применен материал - трубы железобетонные безнапорные раструбные диаметром: 500 мм, то есть произведена замена одной водопропускной трубы на две водопропускные трубы меньшего диаметра в совокупности меньшего диаметра, чем ранее установленная труба.
28.08.2019 на территории Приморского края, в частности, Хасанского муниципального района прошли сильные осадки, после которых принадлежащий Кабачинской И.Ю. земельный участок и первый этаж дома истца были полностью затоплены, разрушены, объекты ландшафтного дизайна снесены потоком воды, повреждены полы, мебель, ковры, возникла необходимость замены электропроводки, что подтверждается фотографиями.
Как следует из акта обследования участка автодороги по "адрес", на пересечении с "адрес" муниципального района Приморского края, проведенного сотрудниками Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района 24.02.2022 года, на земельном участке по "адрес", протекает ручей (в момент осмотра замерший), который выходит за границы забора. Вход водопропускной трубы (со стороны домовладения) через дорогу по "адрес" находится во льду и засыпан снегом, выход из трубы (со стороны моря), больше чем наполовину забит льдом и засыпан снегом, в связи с чем не представилось возможным измерить диаметр трубы. Комиссия пришла к выводу, что с учетом имеющихся данных, примерный диаметр трубы составляет на выходе 40-50 см, который не позволяет быстро сойти воде как во время паводков в летний, так в весенний периоды, соответственно, возможны подтопления близ расположенных земельных участков.
В целях выяснение вопроса, соответствуют ли проведенные работы по замене водопропускной трубы на участке дороги по "адрес" в районе "адрес" требованиям строительных норм и правил, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Центр экспертиз "Регион-Приморье".
Согласно заключению эксперта N 2746/16 от 15 августа 2022 года имеет место причинно-следственная связь между ненадлежаще составленной сметной документаций на замену водопропускной трубы диаметром 1600 мм на участке км N автомобильной дороги "адрес", то есть без учета реальных инженерно-гидрологических условий, и подтоплением домовладения, расположенного в "адрес", в период ливневых дождей в августе 2019 года.
Удовлетворяя административные исковые требования Кабачинской И.Ю, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, в том числе экспертное зхаключение, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходили из доказанности возникновения у истца неблагоприятных последствий вследствие допущенных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края нарушений нормативов СТО НОСТРОЙ 2.25.99-2013, "Пособия по гидравлическим расчетам малых водопропускных сооружений", ОДМ 218.2.082-2017 при составлении сметной документаций на замену водопропускной трубы диаметром 1600 мм на участке км N автомобильной дороги "адрес", то есть без учета реальных инженерно-гидрологических условий, что явилось основной причиной подтопления домовладения и земельного участка истца расположенного в "адрес" в период ливневых дождей в августе 2019 года, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края является надлежащим ответчиком по делу, оснований для привлечения в качестве соответчика, либо третьего лица подрядной организации ООО "СКАБ" судом не имеется, поскольку не установлено причинно-следственной связи между качеством выполненных вышеуказанных работ согласно смете, составленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, и подтоплением домовладения и земельного участка истца.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, по существу повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 18 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.