Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу законного представителя административного истца Масло ФИО6 на решение Тындинского районного суда Амурской области от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 января 2023 года, принятые по гражданскому делу по исковому заявлению Масло И.В, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО7, к администрации города Тынды, управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды о признании права пользования земельным участком, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Масло И.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней дочери ФИО8. с исковым заявлением к администрации города Тынды, управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды о признании за несовершеннолетней Масло В.В. права пользования земельным участком для эксплуатации квартиры, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый номер N, возложении обязанности на администрацию города Тынды вынести постановление о передаче в аренду земельного участка, на управление муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды - заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что несовершеннолетняя Масло В.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
31 марта 2022 года она обратилась к мэру города Тынды с заявлением о заключении с ФИО9 договора аренды земельного участка для эксплуатации квартиры, ссылаясь на то, что ранее земельный участок площадью 722 кв.м. на основании постановления мэра города Тынды от 10 ноября 2009 года N 2402 был предоставлен в пользование предыдущему собственнику для эксплуатации квартиры, однако ответ на указанное заявление ей не был получен, что нарушает права ее дочери.
Протокольным определением Тындинского районного суда Амурской области от 18 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований привлечена Межрайонная ИФНС России N 7 по Амурской области.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
11 мая 2023 года административным истцом Масло И.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 24 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственник объекта недвижимости имеет право на предоставление в собственность или аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации недвижимости. Считает, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, ранее был сформирован и предоставлен предыдущему собственнику.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2023 года поступившая кассационная жалоба с делом на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с использованием видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, установив, что испрашиваемый земельный участок к квартире N N по "адрес" не поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не определены уникальные характеристики, позволяющие идентифицировать его в качестве индивидуально-определенной вещи, истцом не реализован установленный земельным законодательством порядок предоставления земельного участка, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регулируется статьей 39.14 ЗК РФ.
Установленный порядок предполагает: 1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным
участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Установленный законом порядок образования земельного участка и его предоставления Масло И.В, как законным представителем собственника объекта недвижимости, не соблюден, данное право ей не утрачено, она не лишена возможности обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетней ФИО10 представив определенные законом, а также Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденным постановлением администрации города Тынды от 27 июня 2016 года N 1695, документы.
Довод административного истца Масло И.В. о том, что земельный участок к квартире "адрес" был образован по заявлению прежнего собственника жилого помещения, не основан на материалах дела, границы земельного участка до настоящего времени не установлены, в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке к жилому помещению ФИО11. отсутствуют.
Поэтому письмом администрации города Тынды от 22 апреля 2022 года N 2121-31 Масло И.В. на ее заявление от 31 марта 2022 года обоснованно разъяснено о порядке реализации права на приобретение в аренду земельного участка путем подачи заявления в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый административным истцом отказ администрации города Тынды Амурской области в предоставлении муниципальной услуги является законным и обоснованным, поскольку административный истец просит предоставить в аренду земельный участок без соблюдения установленной законом процедуры, что является недопустимым.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы административного истца основаны на неверном толковании закона, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и не подтверждают существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Масло И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.