Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административных ответчиков ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 апреля 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Вершкова ФИО6 к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вершков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ) о признании незаконным решения от 12 октября 2022 года N 141/6/03-14/15149 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление от 28 сентября 2022 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит гараж площадью 28, 7 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес". 28 сентября 2022 года он обратился в ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом в аренду, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что гараж расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N с разрешенным видом использования - обеспечение обороны и безопасности, раздел которого невозможен, поскольку данный участок изъят из гражданского оборота.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку гараж был построен в 1998 году в границах отвода земельного участка под строительство гаражей, предоставленного уполномоченным органом, до постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N и регистрации на него права собственности Российской Федерации. Строительство гаражей осуществлено с разрешения органов военного управления, построенный гараж принадлежит ему на праве собственности, поэтому предоставление земельного участка под гаражом в аренду возможно путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 1 декабря 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 28 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 апреля 2023 года, административные исковые требования Вершкова С.А. удовлетворены, признано незаконным решение ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 12 октября 2022 года N 141/6/03-14/15149 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду; на ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Вершкова С.А. от 28 сентября 2022 года о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N (согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории) для размещения гаража.
19 и 20 мая 2023 года представителями административных ответчиков ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации поданы кассационные жалобы, поступившие в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 31 мая и 5 июня 2023 года, в которых ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Вершкова С.А.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в кассационной жалобе указывает, что уполномоченными органами военного управления решение о предоставлении земельного участка для строительства гаражей не принималось, разрешение на строительство гаражей не выдавалось, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N не допускает строительства объектов, не относящихся к объектам обеспечения обороны и безопасности, поэтому земельный участок не может быть предоставлен на заявленном виде прав.
В доводах кассационной жалобы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ссылается на то, гараж, принадлежащий административному истцу, расположен на территории земель Министерства обороны, что исключает строительство объектов, не относящихся к объектам обеспечения обороны и безопасности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае таких оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не усматривается.
Удовлетворяя заявленные Вершковым С.А. административные исковые требования, суды исходили из того, что административный истец является собственником объекта недвижимости - гаража площадью 28, 7 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", при этом расположение гаража в пределах земельного участка с кадастровым N площадью 30120 кв.м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и имеющего вид разрешенного использования - обеспечение обороны и безопасности, который в силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте, не является препятствием для предоставления земельного участка под гаражом в аренду, поскольку гараж был возведен до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок под строительство гаражей был выделен с согласия органов военного управления, право собственности Вершкова С. А. на гараж зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости и является действующим, гараж расположен в гаражном кооперативе " "данные изъяты"", который зарегистрирован в налоговом органе 23 августа 2005 года, на территории гаражного кооператива какие-либо военные объекты отсутствуют, заключение договора аренды в рассматриваемом случае обусловлено объективной необходимостью исключения неопределенности в правоотношениях, связанных фактическим землепользованием под недвижимым имуществом.
Выводы судов о незаконности оспариваемого решения ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации доводами кассационных жалоб административных ответчиков не опровергаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из подпункта 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 7 названной статьи предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение двадцати дней со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
То есть, земельные участки, изъятые из оборота, перечисленные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2), не могут быть предоставлены в аренду.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, помещений в них вправе приобрести земельный участок, на котором расположены принадлежащие ему объекты, в аренду без проведения торгов.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации такие земли ограничиваются в обороте.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N площадью 30120 кв.м, являющийся собственностью Российской Федерации, имеет вид разрешенного использования - обеспечение обороны и безопасности.
Следовательно, расположение принадлежащего Вершкову С.А. объекта недвижимости - гаража с кадастровым номером N в пределах земельного участка с кадастровым номером N, отнесенного к землям обороны и безопасности и тем самым ограниченного в обороте, не является препятствием для предоставлением административному истцу в аренду земельного участка, расположенного под гаражным боксом. Оснований считать земельный участок с кадастровым номером N изъятым из оборота не имеется.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные Вершковым С.А. административные исковые требования.
Поскольку кассационные жалобы административных ответчиков не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.