Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора района имени Лазо Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании бездействия, решений незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор района имени Лазо, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд района имени Лазо Хабаровского края с административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по установлению разумного срока расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес"; признать незаконными распоряжения администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 27 июля 2021 года N 99 "О сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома "адрес" по "адрес", Хабаровский край, признанного аварийным и подлежащим сносу", от 23 ноября 2021 года N 129 "О сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирного "адрес", р. "адрес", "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу", от 23 ноября 2021 года N 131 "О сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирного "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу" в части установления срока расселения граждан до 31 декабря 2027 года. На администрацию городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края возложить обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах N по "адрес", р. "адрес", N по "адрес", р. "адрес", N по "адрес", р. "адрес", не превышающий 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи района имени Лазо Хабаровского края от 27 октября 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена межведомственная комиссия администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года, административные исковые требования прокурора района удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по установлению разумного срока расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах N по "адрес", р. "адрес", N по "адрес", р. "адрес", N по "адрес", р. "адрес". Признаны незаконными распоряжения администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 27 июля 2021 года N 99 "О сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирного "адрес", р. "адрес", "адрес", "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу", от 23 ноября 2021 года N 129 "О сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирного "адрес", р. "адрес", "адрес", "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу", от 23 ноября 2021 года N 131 "О сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирного "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу" в части установления срока расселения граждан до 31 декабря 2027 года. На администрацию городского поселения "Рабочий "адрес"" муниципального района имени "адрес" возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах N "адрес" "адрес", "адрес", N по "адрес", р. "адрес", N по "адрес", р. "адрес", не превышающий 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении административных исковых требований к межведомственной комиссии администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края отказано.
7 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края, поданная через суд района имени Лазо Хабаровского края 29 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения со ссылкой на то, что выводы судов противоречат обстоятельствам по делу, нормам материального и процессуального права. Судами не приняты во внимание действующие нормы законодательства, наделяющие органы местного самоуправления правами по самостоятельному управлению муниципальной собственностью; формированию, утверждению и исполнению бюджета; установлению налогов и сборов; принятию решения местного значения. Осуществление и защита жилищных прав собственников жилых (нежилых) помещений, расположенных в аварийных и ветхих домах, нередко напрямую зависят от фактора времени. Судами не принято во внимание, что юридическое значение имеет не сам процесс течения времени, а его отдельные этапы, именуемые сроками. Вместе с тем, жилищным законодательством не урегулированы отношения по определению порядка и сроков предъявления требования о расселении граждан и сносе аварийного дома. Судами не учтено, что решение межведомственной комиссии о сроках отселения принято на основании проведенного обследования технического состояния многоквартирных домов и отчетов, подготовленных независимой организации ООО "Волна" от 9 апреля 2021 года. При этом установленный срок является реальным для фактического осуществления мероприятий по расселению граждан из аварийного жилья, так как включает период с момента принятия решения о расселении из аварийного дома до фактического его исполнения. ЖК РФ предусмотрено увеличение до двух лет срока для расселения граждан из аварийного жилья.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июня 2023 года кассационная жалоба администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административных ответчиков; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу участвующего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края, выслушав объяснения прокурора Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).
В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в домах N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", р. "адрес", выявлены нарушения технического состояния несущих конструкций вышеуказанных МКД, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан.
Согласно отчетам ООО "Волна", составленнымив апреле 2021 году по результатам оценки технического состояния многоквартирных жилых домов, основные несущие конструкции зданий имеют дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Фундамент, стены и перегородки, перекрытия и полы, крыша, инженерные системы зданий находятся в аварийном состоянии. Специалистами сделан вывод об исчерпании несущей способности строительных конструкций вышеуказанных МКД и опасности их обрушения, что представляет угрозу для здоровья и безопасности людей.
Заключениями межведомственной комиссии от 18 ноября 2021 года, от 27 июля 2021 года, от 11 ноября 2021 года установлены основания для признания названных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Постановлениями администрации района от 19 ноября 2021 года N 598, от 27 июля 2021 года N 386, от 15 ноября 2021 года N 583 многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу.
Распоряжениями администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 27 июля 2021 года N 99, 23 ноября 2021 года N 129, 23 ноября 2021 года N 131 срок отселения граждан из вышеуказанных многоквартирных домов определен до 31 декабря 2027 года (п.1 вышеуказанных распоряжений).
Частично удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходили из того, что проживание в многоквартирных жилых домах N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", р. "адрес" представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине аварийного состояния домов в связи с чем срок отселения граждан "до 2027 года", указанный в обжалуемых распоряжениях администрации района, не может быть признан разумным, а отсутствие разумного срока отселения граждан из вышеуказанных домов нарушает их права, влечет ухудшение жилищных условий граждан в связи с длительным проживанием в жилых помещениях, являющихся аварийными.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что жилищным законодательством не урегулированы отношения по определению порядка и сроков предъявления требования о расселении граждан и сносе аварийного дома, при этом установленный срок является реальным для фактического осуществления мероприятий по расселению граждан из аварийного жилья, так как включает период с момента принятия решения о расселении из аварийного дома до фактического его исполнения, - направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств. При этом приведенные административным ответчиком доводы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.