Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Сахалинской области "Долинская центральная районная больница им.Н.К.Орлова", Министерству здравоохранения Сахалинской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (далее - Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области) в интересах неопределенного круга лиц обратился в Долинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением, с учетом уточнений исковых требований просил обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Долинская центральная районная больница им.Н.К.Орлова" (далее - ГБУЗ "Долинская ЦРБ") в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу исполнить пункты 6, 14-17, 19-24, 30, 32, 35, 42, 45 предписания от 26 апреля 2021 года N 101/12, а именно: устранить дефекты и повреждения стен в хирургическом кабинете, смотровом кабинете, в кабинете фтизиатра (поликлиника в г..Долинск, ул.Горького, 24); устранить дефекты и повреждения стен и потолков в биохимическом отделении (кабинет N 1 приема анализов, кабинет N 2 биохимических исследований), кабинетах ПЦР-диагностики N 3, СПИД-диагностики N 4, приема мочи N 5, клинических исследований N 6, паразитологических исследований N 8 (клинико-диагностическая лаборатория, г..Долинск, ул.Комсомольская, 53); обеспечить герметичность дверей в "заразной" зоне (бактериологическая лаборатория); в биохимическом отделении (кабинет N 1 приема анализов, кабинет N 2 биохимических исследований) оборудовать подводку горячей воды (клинико-диагностическая лаборатория, г..Долинск, ул.Комсомольская, 53); в кабинете N 6 клинических исследований обеспечить использование мебели, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (клинико-диагностическая лаборатория, г..Долинск, ул.Комсомольская, 53); обеспечить функционирование бактериологической лаборатории ГБУЗ "Долинская ЦРБ", связанное с использованием патогенных биологических агентов (ПБА) III-IV группы, в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам и лицензии (бактериологическая лаборатория); объемно-планировочные решения и размещение оборудования обеспечить поточностью движения ПБА, персонала, отходов и разделением помещений лаборатории на части подразделения, где не проводят работы с ПБА ("чистая" зона), и части подразделения, где осуществляют манипуляции с ПБА и их хранение ("заразная" зона) (бактериологическая лаборатория); обеспечить наличие поверки паспортов и документов об аттестации на приборы, оборудование и средства измерения, используемые в работе лаборатории (бактериологическая лаборатория); обеспечить получение допуска персоналом, работающим с ПБА III-IV степеней потенциальной опасности (бактериологическая лаборатория); в кабинетах фельдшера (педиатрическом и терапевтическом), гинеколога, процедурном оборудовать подводку горячей воды (ФАП с.Углезаводск, ул.Торговая, 4); в процедурном кабинете, кабинете врача терапевта оборудовать подводку горячей воды (ОСУ с.Углезаводск, ул.Торговая, 4); оборудовать в процедурном кабинете, кабинетах врача терапевта N 1, N 2 раковину подводкой горячей и холодной воды (Быковская участковая больница с.Быков, ул.Горняцкая, 2а); обеспечить исправную работу системы вытяжной вентиляции (пищеблок Быковской участковой больницы); провести ремонт, устранить дефекты внутренней отделки (кафеля) стен и пола пищеблока (пищеблок Быковской участковой больницы); возложить обязанность на министерство здравоохранения Сахалинской области выделить финансирование ГБУЗ "Долинская ЦРБ" для исполнения решения в установленные сроки, довести решение суда до сведения населения Долинского района через средства массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Долинского городского суда Сахалинской области от 11 октября 2022 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области удовлетворены частично.
На ГБУЗ "Долинская ЦРБ" возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу исполнить пункты 6, 14-17, 19-24, 30, 32, 35, 42, 45 предписания от 26 апреля 2021 года N 101/12, а именно: устранить дефекты и повреждения стен в хирургическом кабинете, смотровом кабинете, в кабинете фтизиатра (поликлиника в г..Долинск, ул.Горького, 24); устранить дефекты и повреждения стен и потолков в биохимическом отделении (кабинет N 1 приема анализов, кабинет N 2 биохимических исследований), кабинет ПЦР-диагностики N 3, СПИД-диагностики N 4, приема мочи N 5, клинических исследований N 6, паразитологических исследований N 8 (клинико-диагностическая лаборатория, г..Долинск, ул.Комсомольская, 53); обеспечить герметичность дверей в "заразной" зоне (бактериологическая лаборатория); в биохимическом отделении (кабинет N 1 приема анализов, кабинет N 2 биохимических исследований) оборудовать проводку горячей воды (клинико-диагностическая лаборатория, г..Долинск, ул.Комсомольская, 53); в кабинете N 6 клинических исследований обеспечить использование мебели, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (клинико-диагностическая лаборатория, г..Долинск, ул.Комсомольская, 53); обеспечить функционирование бактериологической лаборатории ГБУЗ "Долинская ЦРБ", связанное с использованием патогенных биологических агентов (ПБА) III-IV группы в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам и лицензии (бактериологическая лаборатория); объемно-планировочные решения и размещение оборудования обеспечить поточностью движения ПБА, персонала, отходов и разделением помещений лаборатории на части подразделения, где не проводят работы с ПБА ("чистая" зона), и части подразделения, где осуществляют манипуляции с ПБА и их хранение ("заразная" зона) (бактериологическая лаборатория); обеспечить наличие поверки, паспортов и
документов об аттестации на приборы, оборудование и средства измерения, используемые в работе лаборатории (бактериологическая лаборатория); обеспечить получение допуска персоналом, работающим с ПБА III-IV степеней потенциальной опасности (бактериологическая лаборатория); в кабинетах фельдшера (педиатрическом и терапевтическом), гинеколога, процедурном оборудовать подводку горячей воды (ФАП с.Углезаводск, ул.Торговая, 4); в процедурном кабинете, кабинете врача терапевта оборудовать подводку горячей воды (ОСУ с.Углезаводск, ул.Торговая, 4); оборудовать в процедурном кабинете, кабинетах врача терапевта N 1, N 2 раковину подводкой горячей и холодной воды (Быковская участковая больница с.Быков, ул.Горняцкая, 2а); обеспечить исправную работу системы вытяжной вентиляции (пищеблок Быковской участковой больницы); провести ремонт, устранить дефекты внутренней отделки (кафеля) стен и пола пищеблока (пищеблок Быковской участковой больницы). На министерство здравоохранения Сахалинской области возложена обязанность по выделению финансирования ГБУЗ "Долинская ЦРБ" для исполнения решения в установленный срок. На ГБУЗ "Долинская ЦРБ" возложена обязанность довести решение суда до сведения населения Долинского района через средства массовой информации в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу. С ГБУЗ "Долинская ЦРБ" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета муниципального образования городской округ "Долинский" в размере 300 рублей.
Дополнительным решением Долинского городского суда Сахалинской области от 2 февраля 2023 года Управлению Роспотребнадзора по Сахалинской области в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 июня 2023 года решение Долинского городского суда Сахалинской области от 11 октября 2022 года в части возложения на министерство здравоохранения Сахалинской области обязанности выделить финансирование Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Сахалинской области "Долинская центральная районная больница им.Н.К.Орлова" для исполнения решения в установленный срок отменено. В этой части принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области к министерству здравоохранения Сахалинской области отказано. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
6 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области, поданная через Долинский городской суд Сахалинской области 27 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции и принятии по делу нового постановления со ссылкой на то, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, судом допущено неправильное применение норм материального и процессуального права. Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что суд первой инстанции установилнедостаточность собственных финансовых средств ГБУЗ "Долинская ЦРБ" на устранение ряда выявленных санитарно-эпидемиологических нарушений, требующих значительных финансовых затрат. Согласно требованиям действующего законодательства, при недостаточности финансовых средств ГБУЗ "Долинская ЦРБ" Министерством здравоохранения Сахалинской области в рамках предоставленных полномочий должны приниматься меры, направленные на финансовое обеспечение (в части бюджетного финансирования мероприятий по исполнению учреждением предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2023 года кассационная жалоба Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения на кассационную жалобу министерства здравоохранения Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан ГБУЗ "Долинская ЦРБ", по результатам которой выявлены нарушения санитарного законодательства, ГБУЗ "Долинская ЦРБ" выдано предписание от 26 апреля 2021 года N 101/12 об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 27 июля 2022 года. На дату рассмотрения дела в суде первой инстанции пункты 6, 14-17, 19-24, 30, 32, 35, 42, 45 указанного предписания не исполнены.
Удовлетворяя административные исковые требования Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области, суд первой инстанции, принимая во внимание характер и степень общественной опасности, поскольку невыполнение требований по соблюдению санитарного законодательства может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей, пришел к выводу об обоснованности административных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области, так как факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических норм и правил установлен, и на дату рассмотрения дела данные нарушения не устранены.
Возлагая на министерство здравоохранения Сахалинской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда ГБУЗ "Долинская ЦРБ", суд первой инстанции исходил из того, что министерством здравоохранения Сахалинской области не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в рамках предоставленных ему полномочий принимались меры, направленные на финансовое обеспечение в части бюджетного финансирования мероприятий по исполнению ГБУЗ "Долинская ЦРБ" предписания Управления Роспотребнадзора, при том, что из имеющихся в деле доказательств усматривается недостаточность собственных финансовых средств ГБУЗ "Долинская ЦРБ" на устранение выявленных санитарно-эпидемических нарушений.
Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на министерство здравоохранения Сахалинской области, апелляционный суд пришел к заключению, что министерство здравоохранения Сахалинской области осуществляет финансирование ГБУЗ "Долинская ЦРБ" в целях проведения работ по капитальному ремонту, которые относятся к иным целям, не связанным с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, последний обеспечивает работы по проведению капитального ремонта имущества, переданного ему в оперативное управление, тогда как для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства требуется выполнение работ по текущему ремонту помещений, которые относятся к работам, услугам по содержанию имущества, в том числе, за счет средств обязательного медицинского страхования, полученных ГБУЗ "Долинская ЦРБ" за оказанную медицинскую помощь в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, а также относятся к вопросам организации медицинской деятельности учреждения (поверка приборов измерения, получение медицинским персоналом соответствующего допуска).
Кассационный суд не может согласиться с такими выводами Сахалинского областного суда по следующим основаниям.
Как установлено судами, Согласно Уставу ГБУЗ "Долинская ЦРБ" является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением Сахалинской области, созданным для осуществления деятельности в области здравоохранения в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (пункт 2.3), предметом деятельности которого является деятельности больничных учреждений широкого профиля и специализированных, предоставление медицинских услуг (пункт 3.1).
Исходя из положений пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, а также субсидии на иные цели.
В силу пунктов 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение, к каковым отнесено ГБУЗ "Долинская ЦРБ", осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
В силу пунктов 2.7, 2.8, 4.9 5.1, 5.8 Устава ГБУЗ "Долинская ЦРБ" функции и полномочия учредителя от имени Сахалинской области осуществляет министерство здравоохранения Сахалинской области (далее учредитель). Полномочиями главного распорядителя бюджетных средств наделено министерство здравоохранения Сахалинской области. Государственное задание Учреждения формируется учредителем на финансовый год. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации учреждение осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в рамках выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном Учредителем; Учреждение получает субсидию из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретённых Учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, расходов на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве здравоохранения Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2012 года N 86, оно является органом исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан, осуществляющим государственные функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения Сахалинской области.
Министерству здравоохранения Сахалинской области подведомственны государственные учреждения здравоохранения Сахалинской области, в отношении которых министерство осуществляет функции и полномочия учредителя от имени Сахалинской области (пункт 1.11 Положения).
В соответствии с пунктами 2.1-2.4 Положения, основными целями и задачами министерства являются: обеспечение соблюдения основных принципов охраны здоровья граждан, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение системы мер в соответствии со своими полномочиями в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления медицинской помощи; осуществление на территории Сахалинской области в пределах своей компетенции обеспечения защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; создание и развитие государственных медицинских учреждений.
Для решения основных целей и задач министерство здравоохранения Сахалинской области осуществляет следующие полномочия: подготовку бюджетной заявки на соответствующий финансовый год и внесение предложений по формированию расходов областного бюджета в части исполнения полномочий в сфере охраны здоровья граждан; осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета; осуществление финансирования деятельности государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству, а также долгосрочных целевых программ и мероприятий в области охраны здоровья граждан (пункты 3.9.1, 3.9.2, 3.9.3 Положения).
Министерство здравоохранения Сахалинской области в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как главный распорядитель бюджетных средств, в том числе распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Таким образом, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, на Министерство здравоохранения Сахалинской области подлежит возложение обязанность профинансировать мероприятия по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда.
Данный вывод суда согласуется с требованиями статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснениями пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" о том, что решение суда должно быть исполнимым.
То обстоятельство, что постановлением Правительства Сахалинской области от 30 декабря 2020 года N 672 "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Сахалинской области субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых министерство здравоохранения Сахалинской области осуществляет функции и полномочия учредителя" не предусмотрено предоставление субсидий подведомственным учреждениям на исполнение судебных постановлений, не свидетельствует об освобождении министерства здравоохранения от обязанности финансирования соответствующих расходов при недостаточности у учреждения здравоохранения собственных средств на эти цели.
При указанных обстоятельствах определение суда апелляционной инстанции подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, приведшем к вынесению неправильного судебного акта, с оставлением в силе решения Долинского городского суда Сахалинской области от 11 октября 2022 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 июня 2023 года отменить. Оставить в силе решение Долинского городского суда Сахалинской области от 11 октября 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.