Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Виноградовой О.Н, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лутченко Константина Александровича, Лутченко Юлии Петровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко Анны Константиновны, Лутченко Александра Анатольевича, Лутченко Елены Витальевны, Иванова Игоря Александровича, Ивановой Галины Александровны, Некурящего Виктора Анатольевича, Некурящей Виктории Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Некурящей Ксении Викторовны, на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Иванова И.А, Ивановой Г.А, Некурящего В.А, Некурящей В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Некурящей К.В, к администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Иванов И.А, Иванова Г.А, Некурящий В.А, Некурящая В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Некурящей К.В. обратились в Уссурийский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением, просили признать решение Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 8 июня 2022 года N 16-01/22/8616 незаконным, обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края повторно рассмотреть заявление от 18 мая 2022 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 23 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 марта 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Иванова И.А, Ивановой Г.А, Некурящего В.А, Некурящей В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Некурящей К.В, отказано.
6 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Иванова И.А, Ивановой Г.А, Некурящего В.А, Некурящей В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Некурящей К.В, поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 19 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на то, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам административного дела. Судами не приняты во внимания доказательства о возведении ЛЭП на участке, предоставленном административным истцам для рыбоводства. А отсутствие на участке воды и рыбы не является подтверждением того, что участок используется не по назначению.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2023 года кассационная жалоба Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Иванова И.А, Ивановой Г.А, Некурящего В.А, Некурящей В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Некурящей К.В, передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика, заинтересованные лица; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ) лицу, указанному в статье 1 в настоящего Федерального закона, на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (в том числе и на территории Приморского края), площадь которого не превышает одного гектара.
Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком (часть 4 статьи 2).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ гражданин, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование лесного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет. Указанное в настоящей части заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не может быть подано ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
К заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие соответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.10, Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ).
В течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду уполномоченный орган возвращает заявление подавшему его гражданину с указанием причин возврата в случае, если: к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не приложены документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (п.1 ч.6 ст.10 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ).
В силу п.4 ч.7 ст.10 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ уполномоченный орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, осуществляет проверку соответствия использования этого земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, и направляет принятое решение гражданину. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.
Пунктом 4 части 8 статьи 10 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ предусмотрено такое основание к отказу в предоставлении земельного участка в собственность, как несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям части 28 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ критерии использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядок проверки соответствия использования земельного участка таким критериям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1459 установлены критерии использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядок проверки соответствия использования земельных участков таким критериям согласно Приложению.
В соответствии с пунктом 1 Приложения к постановлению Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1459 одним из критериев использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон, критерии использования), является наличие затрат в размере не менее 30 тыс. рублей, понесённых гражданином в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешённого использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 24.05.2017 между Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Ивановым И.А, Ивановой Г.А, Некурящим В.А, Некурящей В.А, Некурящей К.В. и администрацией Уссурийского городского округа Приморского края заключен договор N 101/17 безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером N общей площадью 100000 кв.м, сроком по 23.05.2022.
18.05.2022 административные истцы обратились в администрацию Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", представив уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования, указав критерий использования земельного участка "наличие затрат в размере не менее 30000 руб, понесенных гражданином в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком".
После проведенного 31.05.2022 администрацией Уссурийского городского округа Приморского края обследования земельного участка, в ходе которого на участке выявлены следы выпаса мелкого рогатого ската (следы копыт, шерсть, продукты жизнедеятельности животных), установлено, что к участку проведена высоковольтная ЛЭП, испрашиваемый земельный участок не используется в соответствии с видом разрешенного использования - рыбоводство, административным ответчиком принято решение от 08.06.2022 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителям в связи с тем, что при проверке указанных заявителями сведений о соответствии использования земельного участка критериям использования было выявлено несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с ч.28 ст.8 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу, что указанные в оспариваемом отказе обстоятельства, являются основанием для признания оспариваемого решения администрации Уссурийского городского округа Приморского края законным, поскольку на момент осмотра спорного земельного участка установлено, что земельный участок используется административными истцами не в соответствии с видом разрешенного использования.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Иванова И.А, Ивановой Г.А, Некурящего В.А, Некурящей В.А. ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, повторяют правовую позицию административных истцов, изложенную ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лутченко К.А, Лутченко Ю.П, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лутченко А.К, Лутченко А.А, Лутченко Е.В, Иванова И.А, Ивановой Г.А, Некурящего В.А, Некурящей В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Некурящей К.В, - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.