Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Штефанчука ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 10 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Штефанчука Г.В. к прокурору Приморского края Столярову С.А. о признании незаконным отказа в осуществлении личного приема, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав административного истца Штефанчука Г.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Штефанчук Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокурору Приморского края Столярову С.А. о признании незаконным отказа в осуществлении личного приема от 8 сентября 2022 года, возложении обязанность осуществить личный прием.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ответ на его обращение от 22 августа 2022 года письмом от 8 сентября 2022 года ему отказано в записи на личный прием к прокурору Приморского края со ссылкой на отсутствие оснований, поскольку в заявлении решение руководителей органов прокуратуры Приморского края не обжалуется. Данный отказ он считает незаконным, нарушающим его права.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 10 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Штефанчука Г.В. отказано.
3 июля 2023 года административным истцом Штефанчуком Г.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 6 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на незаконности оспариваемого отказа прокурора, считает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, не дана надлежащая оценка всем доказательствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не усматривается.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуюсь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, пришли к выводу о том, что при направлении ответа на обращение административного истца органы прокуратуры Приморского края действовали в рамках предоставленных им полномочий, на обращение дан мотивированный ответ, права Штефанчука Г.В. на рассмотрение обращения не нарушены.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы административного истца не опровергаются.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Частью 1 статьи 13 названного закона предусмотрена возможность личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, который проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.
Органы прокуратуры при рассмотрении обращений граждан руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1).
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2).
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации определен Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Таким образом, органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, и суд не вправе обязать прокурора принять по итогам рассмотрения обращения то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, является правильным.
При этом конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не предполагает возможность гражданина требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию; вместе с тем, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Учитывая, что обращение Штефанчука Г.В. в органах прокуратуры было рассмотрено, в том числе с соблюдением требований Порядка организации рассмотрения обращений и приема граждан в прокуратуре Приморского края, утвержденного приказом прокурора Приморского края от 20 июля 2021 года N 114, ответ на обращение заявителю был направлен, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Конкретный порядок осуществления личного приема граждан Федеральным законом не установлен.
В соответствии с пунктом 7.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Согласно приказу прокурора Приморского края от 20 июля 2021 года N 114 прокурор края проводит прием граждан, не согласных с ответами заместителей прокурора края, начальников подразделений прокуратуры края, прокуроров городов и районов края, межрайонных и специализированного прокуроров (пункт 82).
Положения приведенного приказа не ограничивают права граждан на личный прием в прокуратуре Приморского края, в том числе прокурором края при наличии определенных условий, которые административным истцом не были соблюдены.
Таким образом, принятые по результатам рассмотрения настоящего административного дела судебные постановления соответствуют требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениям пунктов 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", изложенные в них выводы судов являются мотивированными, основанными на законе, подтверждаются исследованными доказательствами и не опровергаются приведенными заявителем доводами.
Поскольку кассационная жалоба административного истца не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 10 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Штефанчука Г.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.