Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Алехина ФИО5 на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Алехина В.Ф. к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алехин В.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, в котором с учетом дополнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие по ненаправлению в его адрес в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства от 8 июля 2021 года и постановления об окончании исполнительного производства от 20 августа 2021 года.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю на основании поданных им документов 8 июля 2021 года было возбуждено исполнительное производство N 50189/21/25037-ИП в отношении должника ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" о взыскании в его пользу денежной суммы в размере 4000 рублей. 20 августа 2021 года указанное исполнительное производство окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В нарушение требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем копии постановлений о возбуждении исполнительного производства и об окончании исполнительного производства ему в установленный срок не направлялись, что свидетельствует о незаконном бездействии.
Определением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 1 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Приморскому краю, в качестве заинтересованного лица - ПАО "Дальневосточная энергическая компания".
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Алехина В.Ф. отказано.
6 июля 2022 года административным истцом Алехиным В.Ф. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 июля 2023 года, в которой со ссылкой на неправильное применение судами норм материального и процессуального права ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований либо направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Разрешая настоящее дело, суды, установив, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю копия постановления от 8 июля 2021 года о возбуждении исполнительного производства N 50189/21/25037-ИП в отношении должника ПАО "Дальневосточная энергическая компания" о взыскании в пользу Алехина В.Ф. денежной суммы в размере 4000 рублей и копия постановления от 20 августа 2021 года об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в сроки, установленные частью 17 статьи 30 и частью 6 статьи 47 названного Закона, взыскателю не были направлены, между тем данные постановления административным истцом были получены 12 июля 2022 года до обращения в суд с настоящим иском, что свидетельствует о восстановлении нарушенного права заявителя до обращения за судебной защитой, поэтому пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
В соответствии с частью 17 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по ненаправлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства и копии постановления об окончании исполнительного производства, суды правомерно исходили из того, что, несмотря на нарушение судебным приставом-исполнителем установленных Законом об исполнительном производстве сроков направления взыскателю указанных решений, копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 8 июля 2021 года и копия постановления об окончании исполнительного производства от 20 августа 2021 года были получены Алехиным В.Ф. 12 июля 2022 года, то есть до его обращения в суд с административным иском, и данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательств, подтверждающих нарушение несвоевременным направлением копии постановления о возбуждении исполнительного производства и копии постановления об окончании исполнительного производства прав и законных интересов заявителя, последним не представлено.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Приведенное положение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлено, прежде всего, на обеспечение реализации гарантированного статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту прав и свобод.
Учитывая, что до обращения в суд права Алехина В.Ф. были восстановлены, надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов административным истцом не приведено, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований является правомерным. Само по себе нарушение сроков направления взыскателю постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления об окончании исполнительного производства не свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Алехина В.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.