Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Алехина Виктора Федоровича на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Алехина В.Ф. к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю о признании действий по окончанию исполнительного производства незаконными.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алехин В.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, в котором с учетом дополнения заявленных требований просил признать незаконными действия по вынесению постановления об окончании исполнительного производства N 50189/21/25037-ИП.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что 8 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю было возбуждено исполнительное производство N 50189/21/25037-ИП в отношении должника ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" о взыскании в его пользу денежной суммы в размере 4000 рублей. 20 августа 2021 года исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, однако, денежные средства ему не были перечислены, в связи с чем исполнительное производство окончено незаконно.
Определением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен должник по исполнительному производству - ПАО "Дальневосточная энергическая компания".
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Алехина В.Ф. отказано.
7 июля 2023 года Алехиным В.Ф. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 июля 2023 года, в которой со ссылкой на неправильное применение судами норм материального и процессуального права ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований либо направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю от 20 августа 2021 года об окончании исполнительного производства N 50189/21/25037-ИП от 8 июля 2021 года на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отменено постановлением, вынесенным 18 августа 2022 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, в связи с тем, что полученные от должника денежные средства не были перечислены взыскателю, исполнительное производство возобновлено, пришли к выводу, что права Алехина В.Ф, как взыскателя по исполнительному производству, не требуют восстановления в судебном порядке, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (часть 3 названной статьи).
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства N 50189/21/25037-ИП на основании постановления от 20 августа 2021 года, суды правомерно исходили из того, что права административного истца на момент рассмотрения дела были восстановлены путем отмены оспариваемого постановления вышестоящим должностным лицом службы судебных приставов и возобновления исполнительного производства, соответственно данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения заявленных требований, поскольку отсутствует необходимость судебной защиты прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Приведенное положение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлено, прежде всего, на обеспечение реализации гарантированного статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту прав и свобод.
Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, целью административного судопроизводства является судебная защита и восстановление нарушенного права административного истца. При этом административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует необходимость восстановления прав лица, обратившегося за судебной защитой, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела права Алехина В.Ф, нарушенные в результате незаконного окончания исполнительного производства, были восстановлены, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного истца являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Алехина В.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.