Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Виноградовой О.Н, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу КГБУ "Хабкрайкадастр" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 10 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Дайнеко Нины Ивановны к КГБУ "Хабкрайкадастр" о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Дайнеко Н.И. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска с административным исковым заявлением, просила признать незаконным решение КГБУ "Хабкрайкадастр" от 9 ноября 2022 года за исх.N 2.3-28/6901 об отказе в выдачи Дайнеко Н.И. копий технических паспортов на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: N возложить на КГБУ "Хабкрайкадастр" обязанность выдать Дайнеко Н.И. запрашиваемые копии технических паспортов.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 10 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2023 года, административные исковые требования Дайнеко Н.И. удовлетворены. Признан незаконным отказ КГБУ "Хабкрайкадастр" от 9 ноября 2022 года в выдаче Дайнеко Н.И. копий технического паспорта на объекты недвижимости. На КГБУ "Хабкрайкадастр" возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить выдачу Дайнеко Н.И, ДД.ММ.ГГГГ за плату копий технических паспортов на объекты недвижимости, с кадастровыми N, расположенные по адресу: "адрес"
13 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба КГБУ "Хабкрайкадастр", поданная через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска 7 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на то, что судами неверно применены нормы действующего законодательства. Судами ошибочно сделаны выводы о том, что составление технических паспортов на объекты недвижимого имущества более не осуществляется, неверно определен предмет спора. Судами не дана оценка заявлениям сособственников о запрете выдачи копий документов. Вместе с тем, выдача копий учетно-технических документов и сведений об объектах недвижимого имущества не должна нарушать права и законные интересы собственников объектов недвижимого имущества.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 года кассационная жалоба КГБУ "Хабкрайкадастр" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу ч.2.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.
Организации, осуществляющие хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации до 1 октября 2016 года проводят инвентаризацию технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и передают их в организации, осуществляющие постоянное хранение указанных в настоящей части технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), с подписанными актами приема-передачи (ч.2.4 ст.45 Закона).
Сведения, содержащиеся в указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортах, оценочной и иной документации (регистрационных книгах, реестрах, копиях правоустанавливающих документов и тому подобном), являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Копии указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного), содержащих общедоступные сведения, предоставляются по запросам любых лиц (ч.2.6 ст.45 Закона).
Статьей 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Приказом министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 12.12.2016 N 79 утвержден порядок предоставления копий архивных документов и сведений, содержащихся в них, являющихся государственной собственностью Хабаровского края, технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов) и содержащихся в них сведений.
Согласно п.4.5 Порядка копии архивных документов и сведения, содержащиеся в них, предоставляются на основании заявления (запроса) физического и (или) юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления (далее - заявитель), если при этом не нарушаются интересы других собственников недвижимого имущества, объект недвижимого имущества не является объектом коллективного (общего) средства размещения (многоквартирные дома), торговым объектом, объектом общественного питания и бытовых услуг, объектом газоснабжения, нефтеперерабатывающего или топливно-энергетического комплекса, инфраструктурой железнодорожного транспорта.
Собственники, владельцы или их доверенные лица, наследники по закону или завещанию (при предъявлении документов, подтверждающих факт смерти наследодателя, нотариально удостоверенного завещания или справки нотариуса, подтверждающей вступление заявителя в наследство) в силу п.4.3 Порядка имеют право обратиться с заявлением о выдаче сведений, содержащихся в учетно-технических документах, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Дайнеко Н.И, Дайнеко С.Д, Дайнеко В.Д, Титкова О.Б. являются долевыми собственниками нежилых объектов недвижимости, с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес" "адрес"
31 октября 2022 года Дайнеко Н.И. обратилась в КГБУ "Хабкрайкадастр" с заявлением о выдаче ей копий технических паспортов на указанные объекты недвижимости, на что 9 ноября 2022 года получила отказ, мотивированный поступлением заявления от долевых собственников Дайнеко С.Д, Дайнеко В.Д. о несогласии на выдачу копии ранее изготовленного технического паспорта и иной технической документации, имеющихся в архиве учреждения на указанные объекты; заявителю и предложено представить согласие всех долевых собственников на объект.
Полагая данный отказ незаконным, Дайнеко Н.И. обратилась в суд.
Удовлетворяя административные исковые требования Дайнеко Н.И, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что действующее нормативное регулирование не содержит требований о предоставлении согласия всех долевых собственников объекта недвижимости на выдачу одному из собственников копий технической документации, в связи с чем пришел к выводу о том, что решение КГБУ "Хабкрайкадастр" в части отказа Дайнеко Н.И. в предоставлении копии технической документации по изложенным в ответе от 9 ноября 2022 года основаниям не соответствует установленным требованиям. В рамках настоящего спора ни владение, ни пользование, ни распоряжение самим имуществом - объектами недвижимости, принадлежащими долевым собственникам, не оспаривается; предметом спора является техническая документация на имущество, которая совместной, в том числе долевой собственностью административного истца и заинтересованных лиц, не является.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы КГБУ "Хабкрайкадастр" ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 10 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГБУ "Хабкрайкадастр" -
без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.