Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Кудрина Я.Г., рассмотрев кассационную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре на определение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 31 января 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 апреля 2023 года о приостановлении исполнительного производства
установила:
решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года удовлетворены исковые требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре к администрации города Комсомольска-на-Амуре. На администрацию города Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу расселить граждан из многоквартирных домов "адрес", а также организовать снос указанных многоквартирных домов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 июня 2021 года решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года отменено в части возложения на администрацию города Комсомольска-на-Амуре обязанности произвести снос домов "адрес". В указанной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
1 декабря 2022 года администрация города Комсомольска-на-Амуре обратилась в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда со ссылкой на внесенные изменения в адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 28 марта 2019 года N 118-пр.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 31 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 апреля 2023 года, в удовлетворении заявления администрации о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда отказано.
13 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Комсомольска-на-Амуре, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований, поскольку при разрешении вопроса о предоставлении рассрочки исполнения решения суда судами нарушены нормы материального и процессуального права, не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении дела.
В соответствии со статьей 327.1 КАС РФ данная кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не усматривается.
На основании части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в
Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда (вопрос 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, решается судом, в том числе с учетом возможности исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Обращаясь в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, администрация города Комсомольска-на-Амуре ссылалась на необходимость исполнения адресной программы по расселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, и принятия новой адресной программы, недостаточность бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджета субъекта.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации города Комсомольска-на-Амуре о предоставлении отсрочки исполнения суда, судья суда первой инстанции, с позицией которого согласился судья апелляционного суда, исходил из того, что должником не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, не позволяющих исполнить судебный акт, а также соблюдения прав и законных интересов лиц, в интересах которых было вынесено решение суда от 23 декабря 2020 года, поскольку поданное заявление влечет нарушение общеправового требования об исполнении судебных решений в разумные сроки, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился за судебной защитой.
Судами при рассмотрении заявления администрации города Комсомольска-на-Амуре об отсрочке исполнения решения суда дана надлежащая правовая оценка всем доводам, приведенным в обоснование заявленного требования, и обстоятельствам, которые, по мнению органа местного самоуправления, препятствуют исполнению требований вступившего в законную силу судебного акта. Выводы судов по поставленному на разрешение вопросу исчерпывающим образом мотивированы в соответствующих судебных актах.
При этом судами обоснованно отклонены доводы заявителя о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием финансирования, поскольку само по себе указанное обстоятельство не является уважительной причиной длительного неисполнения решения суда и не может являться обстоятельством, влекущим отсрочку исполнения судебного решения. Участие городского округа Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в Программе по расселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, на 2019-2025 годы не освобождает муниципальное образование от исполнения задач и обязанностей, возложенных на него как нормами действующего законодательства, так и решением суда, за счет иных источников финансирования, без участия доведенных лимитов фонда Программы.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с данной судами оценкой представленных заявителем доказательств и установленных при рассмотрении заявления обстоятельств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку судами при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения решения суда нарушений норм материального права, а также требований процессуального закона, повлиявших на правильность принятых судебных актов, не допущено, оснований для их отмены судом кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
определила:
определение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 31 января 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу определения суда первой инстанции.
Судья Я.Г. Кудрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.