Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Жданкина Александра Викторовича к призывной комиссии города Комсомольска-на-Амуре по мобилизации граждан, призывной комиссии Хабаровского края по мобилизации граждан, ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края", военному комиссариату г.Комсомольска-на-Амуре о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Жданкин А.В. обратился в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным исковым заявлением, просил признать незаконным решение призывной комиссии города Комсомольска-на-Амуре по мобилизации граждан от 23 сентября 2022 года о призыве на военную службу; признать незаконным решение призывной комиссии города Комсомольска-на-Амуре по мобилизации граждан от 2 ноября 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; обязать призывную комиссию города Комсомольска-на-Амуре по мобилизации граждан предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу.
Определением судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на- Амуре Хабаровского края от 9 ноября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края", призывная комиссия Хабаровского края по мобилизации граждан, в качестве заинтересованного лица ООО "РН-Пожарная безопасность" филиал "Восточный".
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2023 года, административные исковые требования Жданкина А.В. удовлетворены. Признано незаконным решение призывной комиссии по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре N 2 от 23 сентября 2022 года в части призыва по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации Жданкина А.В, 11 мая 1990 года рождения, а также решение призывной комиссии по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре N 54 от 2 ноября 2022 года в части невнесения изменений в решение призывной комиссии по мобилизации на территории г.Комсомольска-на-Амуре о призыве на военную службу по мобилизации сотрудников филиала "Восточный". На призывную комиссию по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Жданкину А.В. отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в течение трех дней после вступления в законную силу решения суда.
18 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края", поданная через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 7 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения без передачи административного дела на новое рассмотрение со ссылкой на то, что судами не принято во внимание, что ООО "РН-Пожарная безопасность" филиал "Восточный" пожарная часть N 9 не включено в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, предоставляющий право работникам на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации. Других, установленных действующим законодательством оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации административным истцом не представлено.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 года кассационная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив отзыв на кассационную жалобу представителя председателя призывной комиссии по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре, письменные возражения на кассационную жалобу представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края, ООО "РН-Пожарная безопасность" филиал "Восточный", Жданкина А.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судами нижестоящих судебных инстанций при рассмотрения настоящего дела.
Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 в соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке имобилизациив Российской Федерации" и от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичнаямобилизация.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Жданкин А.В. является работником ООО "РН-Пожарная безопасность" филиал "Восточный", учрежденного ООО "РН-Ресурс", учредитель которого - ПАО "НК "Роснефть" Приказом Минпромторга России от 27 сентября 2022 года N 4070 включено в действующую редакцию сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса.
Решением призывной комиссии по мобилизации на территории города Комсомольска-на-Амуре от 23 сентября 2022 года административный истец призван в ряды Вооруженных Сил РФ в порядке частичной мобилизации.
Как следует из имеющегося в материалах административного дела письма ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" от 30 ноября 2022 года N 2748 списки сотрудников ПАО "НК "Роснефть", не привлекаемых к выполнению мероприятий призыва на военную слежбу по мобилизации, не были оперативно согласованы ПАО "НК "Роснефть" с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации и поступили в военный комиссариат Хабаровского края только 30 октября 2022 года. После направления списков в военные комиссариаты городов (районов) Хабаровского края призыв на военную службу по мобилизации работников ПАО "НК "Роснефть" не осуществлялся, в том числе и филиала "Восточный" ООО "РН-Пожарная безопасность".
В числе прочих, в указанные списки включен административный истец Жданкин А.В.
Согласно протоколу заседания призывной комиссии по мобилизации на территории г.Комсомольска-на-Амуре от 2 ноября 2022 года N 54, в рассмотрении обращения директора филиала "Восточный" ООО "РН-Пожарная безопасность" по внесению изменений в решение призывной комиссии по мобилизации на территории города Комсомольск-на-Амуре, отказано.
Полагая, что оспариваемыми решениями нарушены его права на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, ФИО1 обратился с административным иском в суд.
Удовлетворяя административные исковые требования Жданкина А.В, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, исходил из того, что подтвержденное телеграммой от 26.10.2022 начальника 2 Управления ГОМУ Генерального штаба ВС РФ А.Туляганова право заявителя на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств представления списков конкретным исполнителям для предоставления отсрочки указанным в них лицам.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что получив от Генерального штаба ВС РФ вышеназванные списки, уполномоченный орган не был лишен возможности пересмотреть свое ранее принятое решение о призыве административного истца на военную службу с рассмотрением вопроса о предоставлении последнему отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации с учетом поступивших списков, однако, таких действий не предпринял, в связи с чем оспариваемые решения являются незаконными, нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов нижестоящих судебных инстанций по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 Постановления).
Учитывая, что в силу статьи 157 ГПК РФ (пункт 6 статьи 6 КАС РФ) одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании. При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом в соответствии с нормами ГПК РФ (КАС РФ), а также на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов (часть 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации) (пункт 6 Постановления).
Данные процессуальные требования не соблюдены судами при рассмотрении настоящего дела.
30 сентября 2022 года Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил Право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации) предоставляется следующим категориям граждан Российской Федерации - руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Перечень организаций разрабатывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с разбивкой по субъектам Российской Федерации с учетом предложений Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утверждается в 5-дневный срок со дня вступления в силу настоящих Правил и направляется в Министерство обороны Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Выписки из перечня организаций доводятся Министерством обороны Российской Федерации до военных комиссариатов соответствующих субъектов Российской Федерации в 3-дневный срок после получения указанного перечня организаций (пункт 4 Правил).
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам призывными комиссиями по мобилизации граждан на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций, в 3-дневный срок после получения указанных списков граждан.
В списках граждан указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) граждан, год и место их рождения, категория из числа указанных в пункте 2 настоящих Правил, а также степень их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа (пункт 5 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 года N 96 также утверждено Положение о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - реестр) содержит перечень организаций, включенных в реестр, а также информацию об их кадровом потенциале, финансовом и имущественном положении (далее - информация). Указанный перечень и информация являются сведениями ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения установлено, что в реестр включаются организации, соответствующие не менее чем одному из следующих критериев:
а) наличие у организации на праве собственности или ином законном основании обособленного имущества, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированных кадров для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также для производства вещевого имущества, предусмотренного классами 13, 14 и 15 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;
б) вхождение в состав активов организации контрольных пакетов акций организации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта;
в) участие организации в выполнении заданий государственного оборонного заказа, и (или) обеспечение их выполнения с соблюдением режима использования отдельного счета в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", и (или) наличие мобилизационного задания.
Реестр ведется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основе документированной информации, представляемой организациями, включаемыми и (или) включенными в реестр, федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность организации, включаемые и (или) включенные в реестр, а также государственными корпорациями (пункт 3 Положения).
Делая вывод о наличии у административного истца права на отсрочку от призыва на военную службу, как у работника предприятия оборонно-промышленного комплекса, суды нижестоящих судебных инстанций исходили из Распоряжения Главного штаба ВС РФ от 26.10.2022 N 315/2/4357ДСП, адресованного военным комиссарам субъектов Российской Федерации, которым утверждены списки сотрудников ПАО "НК Роснефть", не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, а также из наличия в материалах административного дела телеграммы от 26.10.2022 начальника 2 Управления ГОМУ Генерального штаба ВС РФ А.Туляганова о направлении списков сотрудников ПАО "НК Роснефть", не подлежащих привлечению к выполнению мероприятий призыва на военную службу по мобилизации.
Вместе с тем, ни само Распоряжения Главного штаба ВС РФ от 26.10.2022 N 315/2/4357ДСП, ни списки сотрудников ПАО "НК Роснефть", не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на которые ссылаются суды) к материалам дела не приобщены, выписки из этих списков судами не запрошены, в судебном заседании не исследованы.
Соглашаясь с выводами судов нижестоящих судебных инстанций о том, что в случае включения административного истца работодателем в списки в соответствии с Правилми предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, Жданкин А.В. имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, кассационный суд, тем не менее, считает, что юридически значимые обстоятельства по делу не установлены.
Судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание то обстоятельство, что Жданкин А.В. не является работником ПАО "НК Роснефть", включенного сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса; принят на работу в ООО "РН-Пожарная безопасность" филиал "Восточный", которое, в свою очередь, не отнесено к структурным подразделениям ПАО "НК Роснефть".
Таким образом, нижестоящими судебными инстанциями достоверно не установлено обстоятельство, дающее административному истцу право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, а именно, что он относится к руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
При рассмотрении настоящего дела судам надлежало истребовать сведения о включении ООО "РН-Пожарная безопасность" в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, а в случае получения информации об отсутствии предприятия в указанном реестре, проверить, отвечает ли общество критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 года N 96, для включения в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Давая оценку указанным обстоятельствам в контексте приведенного нормативного регулирования спорных правоотношений, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что вопреки закрепленному в КАС РФ принципу состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), который выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226 КАС РФ), меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования судом не приняты, юридически значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства не установлены.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, постановленные по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 мая 2023 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.