Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Прокопьева А.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Луковцева ФИО8, Луковцевой ФИО7 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Луковцев Ю.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным уведомления Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 19 августа 2022 года N 3616 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он и его супруга являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", который был предоставлен им как многодетной семье для индивидуального жилищного строительства. 12 августа 2022 года он обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, в ответ на которое Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил ему уведомление от 19 августа 2022 года N 3616 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду его расположения в границах территории опережающего социально-экономического развития "Якутия" (далее - ТОСЭР), где градостроительный регламент не установлен.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, так как земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, которая предусматривает индивидуальное жилищное строительство, какие-либо ограничения в отношении земельного участка не установлены.
Определениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 и 7 декабря 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, в качестве административного соистца - Луковцева Е.Н.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2023 года, административные исковые требования Луковцева Ю.Т, Луковцевой Е.Н. удовлетворены, признано незаконным уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 29 августа 2022 года N 3626; на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Луковцева Ю.Т. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
6 июля 2023 года представителем административных ответчиков Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Прокопьевым А.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 7 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
В кассационной жалобе заявитель считает оспариваемое уведомление законным, поскольку на земельном участке, принадлежащем административным истцам, недопустимо возведение объекта индивидуального жилищного строительства в связи с расположением земельного участка в границах территории опережающего социально-экономического развития "Якутия", в отношении которой градостроительный регламент не устанавливается.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по административному делу судебных постановлений в кассационном порядке.
При разрешении административного спора суды нижестоящих инстанций руководствовались положениями статей 36, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 40, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий Луковцеву Ю.Т. и Луковцевой Е.Н. на праве общей совместной собственности, расположен в территориальной зоне Ж-2А, поэтому может использоваться по своему целевому назначению для индивидуального жилищного строительства.
Данный вывод судов соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В уведомлении от 19 августа 2022 года N 3616 Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска сослался на то, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в пределах территории опережающего социально-экономического развития "Якутия", созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 года N 877, в отношении которой в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются, поэтому строительство индивидуального жилого дома на таком земельном участке не допустимо.
Между тем вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - для индивидуального жилищного строительства предусматривает строительство индивидуального жилого дома, уполномоченный орган не привел в оспариваемом уведомлении установленные в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации ограничения, не допускающие строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и расположенных в пределах территории опережающего развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 года N 877 (в редакции постановления от 23 января 2023 года N 64) создана территория опережающего развития "Якутия" на территориях муниципальных образований городское поселение "поселок Нижний Бестях" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус", городской округ "Жатай" и городской округ "город Якутск" Республики Саха (Якутия), в границы которой входит, в том числе кадастровый квартал N
В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Правовой режим территорий опережающего развития в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", согласно которому под территорией опережающего развития понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 3 статьи 2).
Указанным законом не установлены какие-либо ограничения использования земельных участков, расположенных в пределах территории опережающего развития, по их целевому назначению.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" виды разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории опережающего развития, определяются утвержденной документацией по планировке территории опережающего развития.
Сведения о наличии утвержденной документации по планировке территории опережающего развития "Якутия" в материалы дела не представлены.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" в статьях 28, 29 допускает принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития, резервирование земельного участка до принятия решения о принудительном отчуждении земельного участка (изъятии земельного участка) в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития.
В рассматриваемом случае такие решения в отношении земельного участка административных истцов не приняты.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о несоответствии уведомления Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 19 августа 2022 года N 3616 требованиям закона и нарушении принятым решение прав и законных интересов Луковцева Ю.Т. и Луковцевой Е.Н, как собственников земельного участка, который им был предоставлен в качестве меры социальной поддержки, предусмотренной для семей, имеющих трех и более детей.
Доводы кассационной жалобы, которые по своему содержанию аналогичны позиции административных ответчиков в судах первой и апелляционной инстанций, выводов судов не опровергают, фактически сводятся к несогласию с оценкой установленных судами по делу фактических обстоятельств и иному толкованию примененных при разрешении дела норм материального права, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2023 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.