Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю Акиншиной Е.А. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 20 апреля 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Гинзбурга ФИО7 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гинзбург Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении его вещевым довольствием по установленным нормам, взыскании денежной компенсации в сумме 10 000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что в нарушение установленных норм материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы за период содержания в исправительном учреждении он не был обеспечен вещевым довольствием в виде обуви и двух сорочек, что повлекло нарушение его прав.
Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 1 ноября 2022 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Камчатскому краю и ФСИН России.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 8 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 20 апреля 2023 года, административные исковые требования Гинзбурга Э.В. удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившиеся в невыдаче Гинзбургу Э.В. сорочек верхних, полуботинок летних; с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Гинзбурга Э.В. за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2000 рублей.
10 июля 2023 года представителем административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю Акиншиной Е.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 20 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, полагает, что незаконных действий со стороны администрации исправительного учреждения в отношении осужденного Гинзбурга Э.В. не допущено, каких-либо негативных последствий в результате оспариваемого бездействия для административного истца не наступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены. Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (далее - Приказ N 216) в приложении N 1 установлены нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего, строгого, особого режима и колониях-поселениях (норма N 1).
Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен приложением N 3 к Приказу N 216, согласно которому выдача вещевого довольствия осужденным осуществляется в день прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2).
Приложением N 6 к Приказу N 216 предусмотрено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности (пункт 1).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что Гинзбург Э.В. в период содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю с 17 августа 2022 года по 14 сентября 2022 года не был обеспечен вещевым довольствием по установленным нормам: сорочкой верхней в количестве 2 штук и полуботинками летними, что является нарушением условий содержания осужденного в исправительном учреждении и влечет присуждение соответствующей компенсации, пришли к выводу об обоснованности заявленного Гинзбургом Э.В. иска в части нарушения его права на надлежащее материально-бытовое обеспечение.
Данные выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы административного ответчика не опровергаются.
Присужденная Гинзбургу Э.В. судом сумма компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является соразмерной допущенным нарушениям, соответствует принципу разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Приведенные в кассационной жалобе административного ответчика доводы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержат ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.