Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Приморского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 января 2023 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению и.о. прокурора Партизанского района к администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, поддержавшую кассационное представление, возражения представителя администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края Рябченко Ю.И, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. прокурора Партизанского района Приморского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с. Ястребовка, п. Слинкино, п. Романовский ключ, с. Южная Сергеевка, с. Молчановка в виде обустройства подъездов с площадками (пирсами), имеющими твердое покрытие, и размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения; возложении обязанности создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в указанных населенных пунктах течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что оспариваемое бездействие противоречит положениям пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Определением Партизанского районного суда Приморского края от 17 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Партизанскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Приморскому краю.
Решением Партизанского районного суда Приморского края от 5 июля 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, выразившееся в не создании условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в с. Ястребовка, п. Слинкино, п. Романовский ключ, с. Южная Сергеевка, с. Молчановка; на администрацию Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края возложена обязанность обустроить в с. Ястребовка, п. Слинкино, п. Романовский ключ, с. Южная Сергеевка, с. Молчановка подъезды с площадками (пирсами), имеющими твердое покрытие, и размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края не приняты предусмотренные законом меры противопожарной защиты в виде создания условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 января 2023 года решение Партизанского районного суда Приморского края от 5 июля 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления и.о. прокурора Партизанского района Приморского края отказано.
11 июля 2023 года и.о. прокурора Приморского края подано кассационное представление, поступившее в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 27 июля 2023 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения Партизанского районного суда Приморского края от 5 июля 2022 года.
В кассационном представлении прокурор указывает, что согласно реестру источников наружного противопожарного водоснабжения, утвержденного 10 октября 2022 года главой Сергеевского сельского поселения, в списки пожарных водоемов в п. Слинкино и п. Романовский ключ включена река Партизанская, при этом проезд к данному источнику в установленном порядке не оборудован. Судом апелляционной инстанции не учтено, что согласно СП 8.13130 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов в населенных пунктах должно быть не менее двух.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции такие нарушения, влекущие отмену апелляционного определения в кассационном порядке, допущены.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Данным законом к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (статья 19).
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
В силу статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек (часть 4).
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек (часть 5).
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Применив приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к заключению о необоснованности заявленных прокурором требований, исходя из того, что территория населенных пунктов с. Молчановка, с. Южная Сергеевка, п. Романовский ключ, п. Слинкино обеспечены источниками пожаротушения в виде пожарных водоемов, а поскольку численность населения в с. Ястребовка составляет менее 50 человек, оборудование данного населенного пункта наружным противопожарным водоснабжением не предусмотрено.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов установлены сводом правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Данным сводом правил определено, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение (пункт 10.3).
К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров (пункт 10.10).
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор указал, что оспариваемое бездействие администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края заключается в несоблюдении требований пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, а именно органом местного самоуправления сельского поселения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, не обустроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам.
При этом прокурором не конкретизировано, к каким именно источникам наружного противопожарного водоснабжения, в указанных им населенных пунктах, не обустроены подъезды.
Как следует из материалов дела, согласно реестру источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, утвержденному 10 октября 2022 года главой Сергеевского сельского поселения, с. Молчановка, п. Романовский ключ, п. Слинкино, с. Южная Сергеевка обеспечены исправными пожарными водоемами. Между тем сведений об обеспеченности данных населенных пунктов исправными и оборудованными в соответствии с установленными требованиями вторыми источниками наружного противопожарного водоснабжения не имеется.
Так, в с. Южная Сергеевка второй пожарный водоем не исправен по причине отсутствия к нему подъезда.
В п. Слинкино, п. Романовский ключ в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусмотрена река Партизанская, в п. Ястребовка - река Ратная, подъезд к которым в целях пожаротушения отсутствует.
По результатам проведенной в апреле 2022 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Партизанскому муниципальному району проверки также было установлено, что в п. Слинкино и п. Романовский ключ не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения.
Данным обстоятельствам судом апелляционной инстанции надлежащая оценка не дана.
Федеральный законодатель в части 3 статьи 62 и части 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрел обязанность суда при разрешении спора, вытекающего из публичных правоотношений, определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, предоставил суду право по своей инициативе истребовать доказательства.
Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
В частности, суд выясняет наряду с другими вопросами, указанными в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и отказывает в удовлетворении заявленных требований только в том случае, если не установит их несоответствия нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 поименованного Кодекса).
Приведенные законоположения судом апелляционной инстанции не приняты во внимание при рассмотрении данного административного дела, судом второй инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, а также допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, что привело к вынесению незаконного судебного акта, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 января 2023 года отменить.
Административное дело направить в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.