Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Мельниковой ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Мельниковой Е.В. к администрации г. Комсомольска-на-Амуре об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка для ведения огородничества.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя административного истца Вялкова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельникова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Комсомольска-на-Амуре об оспаривании решения от 15 сентября 2022 года N 1-13/8638 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является арендатором земельного участка площадью 676 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" вид разрешенного использования - "ведение огородничества". 8 сентября 2022 года она обратилась в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, однако ответом управления архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 15 сентября 2022 года N 1-13/8638 в предоставлении земельного участка отказано. С данным решением она не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее право на приобретение земельного участка в собственность.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 декабря 2022 года административные исковые требования Мельниковой Е.В. удовлетворены, признан незаконным отказ администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 15 сентября 2022 года в предоставлении Мельниковой Е.В. в собственность земельного участка, расположенного по ул. Милицейской, участок 8/3.
Принимая такое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного истца имеется право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов в целях ведения огородничества, что прямо предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 декабря 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Мельниковой Е.В. отказано.
17 июля 2023 года административным истцом Мельниковой Е.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 27 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционным определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 декабря 2022 года.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на существенные нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, по мнению заявителя административный ответчик не доказал наличия оснований, предусмотренных земельным законодательством и препятствующих предоставлению в собственность спорного земельного участка, принадлежащего ей на праве аренды, при этом она надлежащим образом исполняет свои обязанности арендатора, использует участок по назначению, что отвечает критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" для лиц, имеющих право выкупить предоставленный им в аренду земельный участок без проведения торгов.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
Как установлено материалами дела, 23 августа 2022 года между Мельниковой Е.В. и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 676 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" вид разрешенного использования - "ведение огородничества", категория земель - земли населенных пунктов. Договором предусмотрен срок аренды с 16 августа 2022 года по 15 августа 2025 года.
8 сентября 2022 года Мельникова Е.В. обратилась в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером N в собственность без проведения торгов на основании подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году".
Письмом руководителя управления архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре N 1-13/8638 от 15 сентября 2022 года Мельниковой Е.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что заявитель в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), которая не определена территорией ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе Мельниковой Е.В. в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 не вносит изменения в порядок предоставления земельных участков, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, поэтому не влечет безусловного возникновения у административного истца права на приобретение в собственность спорного земельного участка.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением.
В силу статьи 20 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" особенности регулирования земельных отношений в 2022 и 2023 годах устанавливаются федеральными законами.
Таким законом является Федеральный закон от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статье 8 которого определено, что в 2022 и 2023 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие особенности: Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков (пункт 1 части 1).
В соответствии с данным законоположением Правительство Российской Федерации в постановлении от 9 апреля 2022 года N 629 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установило в 2022 году предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом следующих особенностей:
допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка (подпункт "а" пункта 1).
Таким образом, названным постановлением установлены дополнительные основания для продажи гражданину без проведения торгов земельного участка, в том числе предназначенного для ведения гражданами огородничества для собственных нужд и предоставленного в аренду, при соблюдении условий, установленных Правительством Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером N предоставлен Мельниковой Е.В. в аренду для ведения огородничества для собственных нужд, расположен согласно Правилам землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, утвержденным решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года N 72, в территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, градостроительным регламентом которой ведение огородничества (код 13.1) отнесено к основным видам разрешенного использования земельных участков (пункт 4.1 части 4 статьи 31).
Установленное пунктом 4.5 части 4 статьи 31 Правил землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре ограничение использования земельных участков и объектов капитального строительства, в соответствии с которым ведение огородничества (13.1) допускается только при условии расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, исключающей возможность строительства индивидуального жилого дома, на которое ссылается суд апелляционной инстанции, подлежит применению при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка, в данном случае земельный участок с кадастровым номером N сформирован и предоставлен Мельниковой Е.В. в аренду с видом разрешенного использования "ведение огородничества".
При таких обстоятельствах административный истец имеет право на продажу ей без проведения торгов земельного участка, предоставленного в аренду и предназначенного для ведения огородничества для собственных нужд, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629, если заявителем не допущены нарушения законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального права, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, которым настоящее административное дело по существу разрешено правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года отменить, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 декабря 2022 года оставить в силе.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.