Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Ядрихинской С.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Болгар ФИО9 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителя административных ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Баттаховой В.А, возражения представителя административного истца Максимовой Е.Р, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Болгар С.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 21 ноября 2022 года N 7121-ДИЗО/22, возложении обязанности устранить нарушение ее прав путем предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", для завершения строительства объекта незавершенного строительства.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что являлась арендатором земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, на основании договора о перенайме (уступке права аренды) от 5 мая 2005 года N 37, заключенного с ООО " "данные изъяты"". Срок аренды был установлен до 1 февраля 2007 года. На указанном земельном участке ей возведены объекты незавершенного строительства - два индивидуальных жилых дома.
27 октября 2022 года она обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N для завершения строительства, однако письмом от 21 ноября 2022 года N 7121-ДИЗО/22 Департамент имущественных и земельных отношений отказал в предоставлении в аренду земельного участка по причине отсутствия документов, подтверждающих наличие зарегистрированных прав на объекты незавершенного строительства, а также частичного наложения границ испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером N, разночтения в указании адресов испрашиваемого земельного участка и объекта незавершенного строительства.
С указанным решением она не согласна, считает его незаконным, полагает, что она имеет право на однократное предоставление земельного участка в аренду для завершения строительства независимо от отсутствия государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства. Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет ранее земельного участка с кадастровым номером N, что свидетельствует о реестровой ошибке, которая должна быть устранена ответчиком в целях предоставления ей земельного участка в аренду.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года, административные исковые требования Болгар С.И. удовлетворены частично, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предоставлении Болгар С.И. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" квартал 16, для завершения строительства объекта незавершенного строительства, выраженный в письме от 21 ноября 2022 года N 7121-ДИЗО/22; на Окружную администрацию г. Якутска, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторного рассмотрения заявления Болгар С.И. от 27 ноября 2022 года N 8156-ДИЗО/22 о предоставлении земельного участка без торгов в аренду для завершения строительства объекта незавершенного строительства.
20 июля 2023 года представителем административных ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Ядрихинской С.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 27 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Болгар С.И. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что законом предусмотрено предоставление собственнику объекта незавершенного строительства земельного участка, на котором он расположен, в аренду без проведения торгов для завершения строительства, однако право собственности Болгар С.И. на объект незавершенного строительства не зарегистрировано, кроме того, до окончания срока действия договора аренды административный истец не воспользовалась правом на заключение договора аренды на новый срок в установленном законодательством порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Разрешая административный спор, суды, руководствуясь положениями статей 39.6, 39.8, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 607, 615, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и установив, что ранее земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного пользования - под индивидуальное жилищное строительство находился в аренде у административного истца на основании заключенного 5 мая 2005 года с ООО " "данные изъяты"" договора N 37 о перенайме (уступке права аренды), земельный участок предоставлялся указанному обществу в аренду на основании договора от 23 января 2004 года N 3953 для проектирования и строительства жилых домов и производственных баз на срок до 1 февраля 2007 года, на земельном участке Болгар С.И. начато строительство двух индивидуальных жилых домов, в отношении которых осуществлен технический учет, объект незавершенного строительства степенью готовности 2% поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 21 ноября 2022 года N 7121-ДИЗО/21, поскольку Болгар С.И. имеет право на заключение договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, при этом вопрос о наложении границ со смежным земельным участком может быть разрешен в порядке исправления реестровой ошибки.
Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 1 марта 2015 года регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в пункте 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ.
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, в случае если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения строительства объекта без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Поскольку договор аренды земельного участка был заключен с Болгар С.И. до 1 марта 2015 года, то истец имеет право заключить новый договор аренды на такой земельный участок однократно на три года для завершения строительства объекта.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении договора аренды для завершения строительства. Право истца на объект незавершенного строительства подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе техническим паспортом, документами кадастрового учета.
Указание уполномоченным органом в оспариваемом решении на наложение границ испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером N, разночтение в указании адресов испрашиваемого земельного участка и объекта незавершенного строительства не отнесено статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные Болгар С.И. административные исковые требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административных ответчиков являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.