Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика управления муниципальной собственности г. Владивостока Лойко Д.Э. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 июня 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Димитрюк ФИО6 к управлению муниципальной собственности г. Владивостока об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя административного ответчика управления муниципальной собственности г. Владивостока Лойко Д.Э, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Димитрюк Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС г. Владивостока) о признании незаконным решения от 12 декабря 2022 года N 11000/1у/28 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2000 кв.м. на сайте torgi.gov.ru и на сайте администрации для приема заявок от других лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 16 мая 2022 года она обратилась в УМС г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2000 кв.м, в удовлетворении которого ей отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, планируемой к предоставлению гражданам, имеющих трех и более детей, в соответствии с Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".
С данным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о предназначении испрашиваемого земельного участка для предоставления многодетным семьям.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 июня 2023 года, административное исковое заявление Димитрюк Л.Н. удовлетворено частично, признано незаконным решение УМС г. Владивостока, оформленное письмом от 12 декабря 2022 года N 11000/1у/28; на УМС г. Владивостока возложена обязанность повторного рассмотрения заявления Димитрюк Л.Н. от 16 мая 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении остальной части требований отказано.
27 июля 2023 года представителем административного ответчика УМС г. Владивостока Лойко Д.Э. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 10 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Димитрюк Л.Н. административных исковых требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, планируемого для предоставления многодетным семьям на территории Владивостокского городского округа.
Административный истец Димитрюк Л.Н. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилась, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 названной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Разрешая заявленные Димитрюк Л.Н. требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие отнесение испрашиваемого земельного участка к территории, планируемой к предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае административным ответчиком не представлены доказательства образования в установленном порядке земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в пределах территории, в границах которой расположен испрашиваемый Димитрюк Л.Н. земельный участок.
Оспариваемое решение не содержит предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или для отказа в предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным оспариваемое решение УМС г. Владивостока и в порядке устранения допущенных нарушений прав заявителя обоснованно возложил на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения спорного вопроса, относящегося к предмету обжалования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного ответчика являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления муниципальной собственности г. Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.