Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ровенко П.А.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Григорьева Олега Валентиновича на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 21 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Григорьева Олега Валентиновича к территориальной избирательной комиссии Надеждинского района об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения административного истца Григорьева О.В. и его представителя Михальченко Н.Г, представителя территориальной избирательной комиссии Надеждинского района Конова С.В, представителя Избирательной комиссии Приморского края Зверовщикова Р.В, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 14 июня 2023 года N 460, опубликованным в районной газете "Трудовая слава" 17 июня 2023 года N 27, на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Думы Надеждинского муниципального района седьмого созыва.
Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы Надеждинского муниципального района седьмого созыва, назначенных на 10 сентября 2023 года, возложены на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района.
Решением территориальной избирательной комиссии Надеждинского района от ДД.ММ.ГГГГ N Григорьеву О.В, выдвинутому Приморским краевым отделением политической партии " Коммунистическая Партия Российской Федерации"", отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района.
Григорьев О.В. обратился в Надеждинский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Надеждинского района (далее - ТИК Надеждинского района), в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Надеждинского района от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Надеждинского муниципального района; возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района рассмотреть вопрос о регистрации Григорьева О.В. в качестве кандидата в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N 4.
В обоснование иска административный истец указал, что оспариваемым решением ему отказано в регистрации ввиду отсутствия в документах, поданных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом, решения конференции регионального отделения избирательного объединения - политической партии " Коммунистическая партия Российской Федерации" о выдвижении Григорьева О.В. кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N 4. Полагает, что комиссией неправомерно сделан вывод об отсутствии такого документа, предусмотренного пунктом 3 части 9 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края, среди документов, предоставленных для уведомления и регистрации кандидатом, поскольку им была предоставлена выписка из протокола IV этапа ХХV отчетной Конференции Приморского краевого отделения "КПРФ" о выдвижении его кандидатом в депутаты. Указание в предоставленной выписке из протокола IV этапа ХХV отчетной Конференции Приморского краевого отделения "КПРФ" на избирательный округ N 3 вместо округа N 4 является технической опечаткой, которая была устранена Григорьевым О.В. путем внесения уточнения в выписку до принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.
Ссылается на то, что он был выдвинут кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по избирательному округу N4 в соответствии с требованиями законодательства, на Конференции Приморского краевого отделения КПРФ, что подтверждается протоколом счетной комиссии Конференции и протоколом Конференции. Поданная им выписка из решения конференции отвечает требованиям закона и соответствует существу решения конференции о выдвижении Григорьева О.В. кандидатом в депутаты в Думу муниципального района от политической партии.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 21 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 августа 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
10 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Григорьева О.В, поданная через Надеждинский районный суд Приморского края 7 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на незаконность судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм материального права, судами неверно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Заявитель указывает, что воспользовавшись предусмотренным пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ правом на внесение уточнений и дополнений в предоставленные документы, ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем за один день до даты рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации (ДД.ММ.ГГГГ), он подал уведомление и выписку с верным указанием номера избирательного округа, по которому выдвинут кандидатом от политической партии КПРФ. Таким образом, на момент рассмотрения вопроса о регистрации кандидатов ТИК Hадеждинского района располагала достаточным и необходимым объемом сведений о номере избирательного округа для рассмотрения вопроса о регистрации и принятии положительного решения по нему. При этом объективные препятствия, свидетельствующие о неоднозначном восприятии информации Комиссией о номере избирательного округа в документах, отсутствовали. Ссылается на то, что выписка из протокола конференции - это вторичный (производный) документ, а протокол конференции является первичным по отношению к ней, поскольку она изготавливается для каждого конкретного кандидата исходя из сведений, содержащихся в общем протоколе Конференции. Указывает, что в нарушение позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Россисйкой Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, ТИК Надеждинского района уклонилась от запроса соответствующей информации у партии КПРФ, а также не уведомила партию о недостатках в документах кандидата Григорьева О.В. в нарушение порядка, установленного пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2023 года кассационная жалоба Григорьева О.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения административного истца и его представителя, представителя территориальной избирательной комиссии Надеждинского района, представителя Избирательной комиссии Приморского края, заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций были допущены в связи с несоответствием выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права.
Конституцией Российской Федерации в статьях 32, 46 закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67 - ФЗ).
Порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления в Приморском крае, а также права, обязанности граждан, их объединений, полномочия органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления, избирательных комиссий, права и обязанности иных лиц и организаций на всех стадиях избирательного процесса, а также статус Избирательной комиссии Приморского края, территориальной избирательной комиссии также урегулирован Избирательным кодексом Приморского края от 22 июля 2003 года N 62-КЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Выдвижение кандидатов избирательным объединением регламентировано статьей 35 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливающей требование о выдвижении кандидатов политическими партиями в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ, а также перечень документов, представляемых лично кандидатом при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по названным округам, в том числе решение уполномоченного органа политической партии (пункт 2 и подпункт "в" пункта 14.5).
Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в").
Аналогичные положения содержатся также в пункте 3 части 9 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края.
Частью 7 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края установлено, что решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных делегатов (участников); 2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов в соответствии с уставом избирательного объединения; 3) решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению; 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам; 5) дата принятия решения.
Согласно календарному плану, утвержденному решением территориальной избирательной комиссией Надеждинского района от ДД.ММ.ГГГГ N, срок подачи документов кандидатами установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Григорьевым О.В. в ТИК Надеждинского района представлен пакет документов о своем выдвижении, в том числе, заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по трехмандатному избирательному округу N 4, выписка из протокола IV этапа XXV отчетной Конференции Приморского краевого отделения "КПРФ" от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении Григорьева О.В. кандидатом в депутаты по избирательному округу N 3.
За три дня до дня заседания, на котором рассматривается вопрос о регистрации кандидата Григорьева О.В, в соответствии с частью 14 статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края, ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Надеждинского района известила кандидата об отсутствии на дату представления документов о выдвижении (ДД.ММ.ГГГГ) документа, предусмотренного пунктом 3 части 9 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края: решения съезда, конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии о выдвижении Григорьева Олега Валентиновича кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N4.
Копия данного решения вручена Григорьеву О.В. ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись на документе.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьев О.В. подал в комиссию уведомление о внесении уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате в депутаты Думы Надеждинского муниципального района и выписку с указанием избирательного округа N 4.
ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию Надеждинского района представлено письмо за подписью первого секретаря Комитета Приморского краевого отделения КПРФ ФИО7, в котором содержится информация о допущенной технической ошибке (опечатке) при оформлении выписки из протокола конференции в отношении кандидата Григорьева О.В. с приложением копий документов конференции, с просьбой рассмотреть указанную ситуацию на заседании комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата Григорьева О.В.
ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Надеждинского района вынесено решение N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Надеждинского муниципального района Григорьева Олега Валентиновича" на основании пункта 5 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса Приморского края, в связи с отсутствием среди документов, предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Избирательным кодексом Приморского края для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд второй инстанции, исходил из того, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении в территориальную избирательную комиссию Надеждинского района с заявлением о согласии баллотироваться от избирательного объединения Приморского краевого отделения политической партии КПРФ кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N4, Григорьевым О.В. не представлено соответствующее решение политической партии, подтверждающее его выдвижение кандидатом от регионального отделения политической партии в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N 4, и данный документ не поступил в комиссию в установленный законом период представления документов на регистрацию, в связи с чем, ТИК Надеждинского района обоснованно отказала Григорьеву О.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 47 Избирательного кодекса Приморского края соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов, списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса.
В силу пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и части 14 статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2, 2(2) и 3 Федерального закона, частями 2, 4 и 5 статьи 40 настоящего Кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (часть 14 статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края).
Материалами дела подтверждается, что Григорьев О.В. в целях приведения ранее предоставленного в комиссию документа в соответствие с требованиями закона, в том числе к его оформлению, в установленном порядке и в установленные сроки предоставил в территориальную избирательную комиссию Надеждинского района уведомление о внесении уточнений и дополнений и исправленный документ о выдвижении его политической партией кандидатом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при подаче заявления в избирательную комиссию Григорьевым О.В. было предоставлено решение партии о выдвижении его кандидатом, на день рассмотрения вопроса о регистрации у территориальной избирательной комиссии имелись необходимые сведения, документы, подтверждающие выдвижение Григорьева О.В. политическим объединением кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района именно по трехмандатному избирательному округу N4, поступившие как от самого Григорьева О.В. так и от избирательного объединения, принимая во внимание, что в качестве документа, подтверждающего выдвижение от политической партии Григорьевым О.В. в избирательную комиссию представлена выписка из протокола IV этапа XXV отчетной Конференции Приморского краевого отделения "КПРФ" от ДД.ММ.ГГГГ, а из копии самого протокола IV этапа XXV отчетной Конференции Приморского краевого отделения "КПРФ" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец выдвинут кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N 4, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Григорьева О.В. кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района нельзя признать обоснованным, принятым с учетом положений действующего законодательства и с учетом оценки фактических обстоятельств. Оно противоречит положениям действующего законодательства, закрепляющего основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ, приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района обязанность рассмотреть вопрос о регистрации кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N 4, выдвинутого Приморским краевым отделением политической партии " Коммунистическая Партия Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 21 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 августа 2023 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Надеждинского района от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Надеждинского муниципального района Григорьева Олега Валентиновича".
Возложить на территориальную избирательную комиссию Надеждинского района обязанность рассмотреть вопрос о регистрации кандидатом в депутаты Думы Надеждинского муниципального района по трехмандатному избирательному округу N 4, выдвинутого Приморским краевым отделением политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации", Григорьева Олега Валентиновича.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.