Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Кислицына ФИО10 на решение Долинского городского суда Сахалинской области от 18 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Долинской территориальной избирательной комиссии к Кислицыну Б.П. об отмене регистрации кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав посредством видеоконференц-связи административного ответчика Кислицына Б.П. и его представителя Борисова В.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Долинской территориальной избирательной комиссии Цыпленковой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей оставить обжалуемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
председатель Долинской территориальной избирательной комиссии Жданкин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2 Кислицына Б.П, зарегистрированного постановлением Долинской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2023 года N 79/321.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области от 15 июня 2023 года N 670/61 назначены выборы депутатов Собрания муниципального образования седьмого созыва на 10 сентября 2023 года.
25 июля 2023 года Кислицын Б.П, выдвинутый Сахалинским областным отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", представил в Долинскую территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области по двухмандатному избирательному округу N 2, не указав в заявлении сведения о судимости. В этот же день Кислицын Б.П. сдал документы, необходимые для регистрации кандидата.
31 июля 2023 года постановлением Долинской территориальной избирательной комиссии N 79/321 Кислицын Б.П. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2.
После регистрации кандидата из Информационного центра УМВД России по Сахалинской области поступила информация о наличии у Кислицына Б.П. судимости по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Долинского района Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ года по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, что в силу положений подпунктов "а" и "з" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является основанием для отмены регистрации кандидата по заявлению зарегистрировавшей его избирательной комиссии.
Протокольным определением Долинского городского суда Сахалинской области от 17 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Сахалинское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Решением Долинского городского суда Сахалинской области от 18 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2023 года, административные исковые требования Долинской территориальной избирательной комиссии удовлетворены, отменены регистрация Кислицына Б.П. в качестве кандидата в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2 и постановление Долинской территориальной избирательной комиссии о регистрации Кислицына Б.П. в качестве кандидата в депутаты от 31 июля 2023 года N 79/321.
4 сентября 2023 года административным ответчиком Кислицыным Б.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 7 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что территориальная избирательная комиссия не уведомила его о дате и времени заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации его как кандидата в депутаты, чем были нарушены его права, предусмотренные избирательным законодательством. Судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права при оценке доказательств, исследованных по вопросу о его уведомлении о заседании комиссии, выводы суда апелляционной инстанции основаны на недопустимых доказательствах. Тем самым в результате ненадлежащего исполнения избирательной комиссией возложенных на нее обязанностей он был лишен возможности реализовать свое право восполнить недостающие сведения о своей судимости.
Заинтересованное лицо Сахалинское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области от 15 июня 2023 года N 670/61 назначены выборы депутатов Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва на 10 сентября 2023 года.
25 июля 2023 года Кислицын Б.П, выдвинутый Сахалинским областным отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", представил в Долинскую территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2.
Постановлением Долинской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2023 года N 79/321 Кислицын Б.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты.
11 августа 2023 года Долинская территориальная избирательная комиссия приняла постановление N 84/343 об обращении в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Кислицына Б.П. на основании подпунктов "а", "з" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с получением информации о наличии у последнего судимости и сокрытии данного факта кандидатом.
Разрешая административное дело по существу, суды, установив, что в заявлении, поданном в избирательную комиссию 25 июля 2023 года, о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2 Кислицын Б.П. не указал сведения о судимости по части "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Долинского района Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем ему достоверно было известно, а поскольку действующим законодательством обязанность указать в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты достоверные сведения о наличии (отсутствии) судимости возложена именно на самого кандидата, пришли к выводу, что регистрация Кислицына Б.П. в качестве кандидата в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2 подлежит отмене на основании подпунктов "а" и "з" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (пункт 1).
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2).
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
При этом если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1 названной статьи).
В силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Федеральный законодатель в статье 76 Федерального закона N 67-ФЗ наряду с основаниями для отмены, в том числе решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (пункт 6) определилисчерпывающий перечень обстоятельств, при установлении которых регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу (пункт 7).
Так, регистрация кандидата может быть отменена в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона - сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, при этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ); установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости (подпункт "з" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Суды, проанализировав содержание заявления Кислицына Б.П. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2, в котором он не сообщил сведения об имевшейся у него судимости, а согласно полученным избирательной комиссией после принятия решения о регистрации Кислицына Б.П. сведениям кандидат был осужден ДД.ММ.ГГГГ года приговором мирового судьи судебного участка N 4 Долинского района Сахалинской области по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде штрафа, сделал правильный вывод о сокрытии названным кандидатом сведений о своей судимости и на законных основаниях отменил регистрацию кандидата.
При этом обстоятельства наличия у Кислицына Б.П. судимости являются вновь открывшимися, поскольку существовали на момент принятия постановления окружной избирательной комиссии от 31 июля 2023 года N 79/321 о регистрации Кислицына Б.П. кандидатом в депутаты, но не были и не могли быть известны окружной избирательной комиссии.
С учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, органа местного самоуправления у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать исчерпывающие сведения о судимости и сведения о дате ее снятия или погашения.
Действительно, избирательная комиссия должна равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и извещать кандидатов о выявленных недостатках.
Так, в силу пункта 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Между тем, вопреки позиции заявителя кассационной жалобы, у избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться в части неуказания сведений о судимости.
Довод кассационной жалобы о том, что в нарушение порядка, установленного частью 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, Кислицын Б.П. был лишен возможности восполнить неполноту представленных им сведений о наличии судимости, поскольку в нарушение требований части 1 статьи 30 названного Федерального закона он не был извещен избирательной комиссией о заседании комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации в качестве кандидата, не имеет правового значения для рассмотрения заявленных избирательной комиссией административных исковых требований. Даже в случае невыполнения избирательной комиссией требований пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ об оповещении выдвинутого кандидата о заседании избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, не освобождало Кислицына Б.П. от соблюдения установленных законом правил выдвижения и регистрации. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 названного федерального закона.
При реализации своих избирательных прав Кислицын Б.П. не воспользовался правом, предусмотренным пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не внес уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и не представил сведения о своей судимости до рассмотрения вопроса о его регистрации избирательной комиссией.
Кроме того, решение избирательной комиссии о регистрации Кислицына Б.П. в качестве кандидата и соблюдение порядка регистрации не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, ссылок на существенное нарушение норм материального или процессуального права не содержат, следовательно, правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы Кислицына Б.П. отсутствуют.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Долинского городского суда Сахалинской области от 18 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Кислицына Бориса Петровича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.