Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Наконечной Е.В, судей Прасоловой В.Б, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цымбал Ирины Викторовны к администрации Ивановского муниципального округа Амурской области, Комиссии по вопросам муниципальной службы Ивановского муниципального округа Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе администрации Ивановского муниципального округа Амурской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, судебная коллегия
установила:
Цымбал И.В. обратилась в суд с иском к администрации Ивановского муниципального округа Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование указала, что 01.01.2022 обратилась в администрацию Ивановского муниципального округа Амурской области с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет за период работы в выборной должности главы муниципального образования Анновского сельсовета с 12.09.2017 по 25.11.2021. Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Ивановского муниципального округа от 09.02.2022 N 5 ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на Устав муниципального образования Анновского сельсовета Ивановского района Амурской области и ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полагая такой отказ незаконным, истец, с учетом уточнения по иску, просила признать недействительным решение администрации Ивановского муниципального округа Амурской области от 09.02.2022 N 5 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, признать право на назначение пенсии за выслугу, начиная со дня обращения.
Определением суда от 07.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по вопросам муниципальной службы Ивановского муниципального округа Амурской области.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 31.10.2022 в удовлетворении исковых требований Цымбал И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20.03.2023 решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение. Судом постановлено признать незаконным решение администрации Ивановского муниципального округа Амурской области от 09.02.2022 г. N 5 об отказе в назначении Цымбал И.В. пенсии за выслугу лет; за Цымбал И.В. признано право на назначение пенсии за выслугу лет, начиная с 01.01.2022.
В кассационной жалобе ответчик с апелляционным определением не согласен, просит отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В письменном отзыве на доводы кассационной жалобы истец просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы не допущено.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Цымбал И.В. указывала, что занимала должность главы муниципального образования Анновского сельсовета Ивановского района Амурской области, ее полномочия были прекращены в связи с преобразованием муниципального образования на основании пп. 12 п. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно справке ОПФР по Амурской области от 18.02.2022 Цымбал И.В. с 25.06.2018 назначена страховая пенсия по старости бессрочно в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 01.01.2022 Цымбал И.В. обратилась с заявлением в администрацию Ивановского муниципального округа о назначении пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность главы муниципального образования Анновского сельсовета на день увольнения, в чем решением Комиссии по вопросам муниципальной службы Ивановского муниципального округа от 09.02.2022 N5 истцу было отказано со ссылкой на Устав муниципального образования Анновского сельсовета Ивановского района Амурской области и ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разрешая спор и принимая решение об отказе Цымбал И.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Амурской области от 30.06.2008 N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности в Амурской области", ст. 35.2 Устава муниципального образования Анновского сельсовета и исходил из того, что решение об отказе Цымбал И.В. в установлении пенсии за выслугу лет отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку истец не соответствует критериям, установленным абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, так как не достигла общего пенсионного возраста в период осуществления полномочий главы муниципального образования, а назначение пенсии со снижением пенсионного возраста Уставом муниципального образования Анновский сельсовет от 26.03.2005 N 42 не предусмотрено.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, отменяя судебный акт и принимая новое решение об удовлетворении требований, указала, что применительно к настоящему случаю гарантии в виде пенсии за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", должны быть установлены лицу, занимавшему должность главы Анновского сельсовета, чьи полномочия были прекращены досрочно, в случае осуществления им указанных полномочий на постоянной основе и достижения пенсионного возраста в период замещения данной должности.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определяет достижение пенсионного возраста как страховой случай, в результате которого у страховщика возникает обязательство по выплате застрахованному лицу страховой пенсии (абз. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 8).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ (в редакции на момент прекращения истцом указанных полномочий) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Статьями 30, 32 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрены основания назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона.
В частности, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ).
Каких-либо положений, устанавливающих, что право на пенсию за выслугу лет имеют только лица, достигшие в период замещения муниципальных должностей пенсионного возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, приведенные правовые акты, в том числе, Устав муниципального образования Анновский сельсовет, не содержат.
Как следует из материалов дела, с 25.06.2018 (в период замещения муниципальной должности главы Анненского сельсовета) Цымбал И.В. стала получателем страховой пенсии по старости бессрочно в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их до достижения ими возраста 8 лет, достигшая возраста 50 лет, и имеющая страховой стаж не менее 15 лет).
Учитывая то обстоятельство, что у Цымбал И.В. имелись иные условия, которые не оценивались ответчиком, но предоставляли право для назначения спорной пенсии за выслугу лет, основания для отказа в назначении ей указанной пенсии у ответчика отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании действующего правового регулирования.
В Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности в Амурской области" установлено, что лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования могут устанавливаться за счет средств местных бюджетов дополнительные социальные и иные гарантии (в том числе гарантии дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") в связи с прекращением их полномочий (в том числе досрочно). Такие гарантии устанавливаются в соответствии с абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 3 ст. 35.1, ст. 35.2 Устава муниципального образования Анновский сельсовет, в Уставе могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе, досрочно) выборного должностного лица органа местного самоуправления в отношении лиц, осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста.
Лица, замещавшие муниципальные должности, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", исходя из размера денежного вознаграждения и срока замещения муниципальной должности. Указанные гарантии не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, п.п. 2.1, 3, 6-9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, п.п. 5-8 ч. 10. ч. 10.1 ст. 40, ч.ч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку Цымбал И.В. на момент достижения возраста 50 лет с заявлением о назначении пенсии в установленном порядке не обращалась, пенсионное обеспечение было назначено истцу в период осуществления полномочий главы Анновского сельсовета, оснований ограничивать гарантированное право на пенсионное обеспечение лица, занимавшего выборную должность муниципального образования, не имелось.
При рассмотрении данного дела суд апелляционной инстанции в полной мере выяснил все обстоятельства, отразил и проанализировал их в обжалуемом постановлении, вывод суда мотивирован и соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству, результаты оценки доказательств приведены по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выражая несогласие с принятым по делу судебными постановлением, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20.03.2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ивановского муниципального округа Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.