Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности и взыскании денежных средств, по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения прокурора Управления Генеральной прокуратуры РФ Скарлухина М.А, поддержавшего доводы возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат", указав, что между ФИО1 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме N 191 от 01.12.2021, согласно которому размер ежемесячной платы за оказанные учреждением социальные услуги не может превышать 75% среднедушевого дохода Покидько О.Н, рассчитанного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно". За период с июля 2019 года по март 2022 в счет платы за предоставляемые социальные услуги с ФИО1 в пользу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, в общей сумме 70 249, 80 руб. Просит обязать КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" производить удержание за предоставляемые ФИО1 социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, взыскать с ответчика в пользу истца на номинальный счет, открытый в филиале Дальневосточного ПАО Банка "ФК Открытие" N незаконно удержанные за период с 01.07.2019 по 31.03.2022 денежные средства в сумме 70 249, 80 руб. в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения "адрес".
Решением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены. На КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возложена обязанность производить удержание за предоставляемые ФИО1 социальные услуги в размере, не превышающем 75 % пенсии. С КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в сумме 70 249, 80 руб. в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
В кассационной жалобе представитель КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" настаивает на отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, полагает, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что судами не учтен порядок предоставления социальных услуг и взимания платы до и после 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Законами Хабаровского края от 25.11.2015 N 142, от 29.06.2016 N 191, от 31.03.2021 N 154 введены дополнительные социальные услуги, также было изменено содержание социально-трудовой услуги. Указывает, что учреждение не имеет возможности обеспечить ФИО7 предоставление социальных услуг, соответствующих ранее оказываемым. Предоставление новых социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и заключенным договором о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 01.12.2021 N не прекращает ранее возникшие правоотношения, а дополняет их новыми ранее не оказываемыми услугами, в связи с чем, меняется оплата по договору с 75 % пенсии на 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Сохранить прежний перечень услуг и порядок взимание платы в условиях новой законодательной базы, равно как и отделить получателей социальных услуг, поступивших в учреждение до ДД.ММ.ГГГГ и после, учреждению не представляется возможным.
В письменных возражениях прокурор Хабаровского края просит оставить без изменения судебные постановления.
Минсоцзащиты Хабаровского края в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы.
Выслушав мнение прокурора, изучив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при рассмотрении гражданского дела судами допущены не были.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", и исходил из того, что отношения между Покидько О.Н. и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возникли до введение в действие Федерального закона от 28.12.2014 N442-ФЗ, являются длящимися, исчисление платы за предоставляемые истцу социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ответчиком были произведены незаконные удержания денежных средств, которые подлежат взысканию в пользу истца.
Основываясь на данных выводах, суд также возложил на ответчика обязанность производить удержания за предоставляемые ФИО1 социальные услуги в размере, не превышающем 75 % установленной ему пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении настоящего дела судами правильно применены нормы материального права.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Покидько О.Н. в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" (1997 год) регулировались Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 01.01.2015 правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014.
Поскольку ФИО1 находится на стационарном обслуживании в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" с 1997 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 01.01.2015 в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем, ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.
Правильность избранной судами позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2022 N 78-КГ22-36-К3, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2021 года N 36-КГ21-4-К2).
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств. Несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.