Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Власенко И.Г, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кереста Романа Евгеньевича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Керест Р.Е. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области об оспаривании отказа в присвоении звания "Ветеран труда", понуждении присвоить звание "Ветеран труда".
В обоснование требований указал, что за время работы в Государственной противопожарной службе МЧС России по Амурской области с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время был награжден ведомственными наградами: нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" (ДД.ММ.ГГГГ), памятной медалью МЧС России "маршал Василий Чуйков" (ДД.ММ.ГГГГ), нагрудным знаком МЧС России "За заслуги" (ДД.ММ.ГГГГ), памятной медалью МЧС России "85 лет Гражданской обороне" (ДД.ММ.ГГГГ). Полагая, что как награжденный ведомственными знаками отличия и имеющий необходимый трудовой стаж, он имеет право на присвоение ему звания "Ветеран труда". ДД.ММ.ГГГГ он обратился с соответствующим заявлением в Министерство социальной защиты населения Амурской области. Решением комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в присвоении данного звания. Просил признать незаконным решение ответчика об отказе в присвоении ему звания "Ветеран труда", возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Амурской области присвоить ему данное звание.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 08 декабря 2022 года признано незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания "Ветеран труда" от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа Кересту Р.Е. в присвоении звания "Ветеран труда", за Керестом Р.Е признано право на присвоение звания "Ветеран труда".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Амурской области просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела и судом установлено, что Керест Р.Е. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по Амурской области, в настоящее время в должности начальника караула пожарно-спасательной части.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий трудовой стаж Кереста Р.Е. составил 29 лет 08 месяцев 09 дней, выслуга лет в календарном исчислении - 27 лет 05 месяцев 23 дня.
За время работы Керест Р.Е. был награжден ведомственными наградами: нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" (ДД.ММ.ГГГГ), памятной медалью МЧС России "маршал Василий Чуйков" (ДД.ММ.ГГГГ), нагрудным знаком МЧС России "За заслуги" (ДД.ММ.ГГГГ), памятной медалью МЧС России "85 лет Гражданской обороне" (ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Керест Р.Е. обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Решением комиссии Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в присвоении данного звания, поскольку перечисленные ведомственные знаки отличия основанием для этого не являются.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Амурской области от 09.06.2006 N 192-03 "О присвоении звания "Ветеран труда", признал право Кереста Р.Е. на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку законодательство, действовавшее на момент награждения Кереста Р.Е. нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" давало ему такое право и это право до настоящего времени истец не утратил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что наличие у истца ведомственных наград по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дает ему право на присвоение звания "Ветеран труда".
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (вступил в силу с 1 января 2016 г.) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона, согласно которым в отношении граждан, имеющим ведомственные награды, ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет.
Вместе с тем в Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ содержатся переходные положения о сохранении права на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 названного Закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в Амурской области установлены Законом Амурской области от 09.06.2006 N 192-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда", вступившим в силу 26 июня 2006 года, Порядком присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 11.12.2018 N 290.
Статьей 1 Закона N 192-03 установлено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии со статьей 2 Закона Амурской области от 11.11.2016 N 13-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "О присвоении звания "Ветеран труда" за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, которые учитывались при присвоении звания "Ветеран труда" до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии со статьей 1 Закона Амурской области от 09.06.2006 N 192-ОЗ (в редакции на дату награждения Кереста Р.Е. нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС", памятной медалью МЧС России "маршал Василий Чуйков") звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) или за выслугу лет.
Согласно ст. 2 Закона Амурской области от 09.06.2006 N 192-ОЗ (в той же редакции) к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд ведомственные медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные и почетные знаки, знаки, нагрудные значки, значки, почетные грамоты, дипломы, благодарности, именные часы, именное оружие.
Разрешая спор суды правильно исходили, что юридически значимым в настоящем споре является, как правовое регулирование, так и характер и правовое значение ведомственных наград.
Приказом МСЧ России от 06.12.2010 N620 утверждено Положение о ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МСЧ России. Все имеющиеся у истца на 30 июня 2016 года награды включены в перечень ведомственных знаков отличия (Приложение N 1 к приказу).
Положением о нагрудном знаке МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС", утвержденным приказом МЧС России от 06.12.2010 N 620, предусмотрено, что данный нагрудный знак является ведомственным знаком отличия МЧС России, им может награждаться личный состав МЧС России, другие граждане, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных работ, а также непосредственно участвующие в ликвидации последствий территориальных, региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций. Награждение нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" производится за активные, результативные и самоотверженные действия по спасению людей и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В соответствии с Положением о памятной медали МЧС России "Маршал Василий Чуйков", указанной памятной медалью награждается личный состав МЧС России, имеющий стаж работы (службы) в системе МЧС России (в том числе в службах, органах, учреждениях и организациях, переданных в ведение МЧС России) не менее 10 лет, а также другие граждане за многолетнее и безупречное служение делу гражданской обороны, совершенствование системы управления, связи и оповещения сил гражданской обороны, поддержание их высокой степени готовности к действиям по предназначению.
При проверке законности решения, суд апелляционной инстанции отклоняя доводы ответчика о том, что ведомственный нагрудный знак МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" не может быть учтен при присвоении звания "Ветеран труда", т.к. вручен не за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, обоснованно указал, что по смыслу Положения об указанном нагрудном знаке МЧС России, обязательным условием награждения данным знаком являлось не только само по себе участие в проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, но и активные, результативные и самоотверженные действия по спасению людей и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. С учетом особого характера службы в МЧС России, особое выделение активных, самоотверженных действий его сотрудников при исполнении ими своих должностных обязанностей фактически означает признание их особых отличий в труде.
Выводы суда соответствуют примененным по делу нормам права и нормативным правовым актам, поскольку, в силу п.2 приказа МСЧ России от 06.12.2010 N620, ведомственные знаки отличия МЧС России являются формой поощрения личного состава МЧС России за отличия в исполнении служебных обязанностей, выполнении специальных заданий, успешную деятельность по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Тот факт, что часть ведомственных наград может в отдельных случаях вручаться гражданам, оказавшим содействие в решении задач, возложенных на МЧС России, не опровергает того факта, что Керест Р.Е. был награжден ведомственными наградами за исполнение служебных обязанностей в системе МСЧ России.
Иная, приведенная в кассационной жалобе, оценка ведомственных наград и положений нормативных актов, не свидетельствует о неправильном применении судами норм права, в то время как из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.