Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёва С.А, судей Александровой М.В, Куратова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц
к КГУП "Приморский экологический оператор", Правительству Приморского края о возложении обязанности
по кассационной жалобе Правительства Приморского края
на решение Советского районного суда г. Владивостока от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Плетнёвой С.Н, полагавшей, что судебные постановления соответствуют закону, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения КГУП "Приморский экологический оператор" законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации полигона для размещения твердых бытовых отходов. Основным видом деятельности КГУП "Приморский экологический оператор" является сбор отходов. Данный вид деятельности осуществляется КГУП "Приморский экологический оператор" на основании лицензии от 4 февраля 2020 года на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности. Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на промышленной площадке - полигоне, расположенном по адресу: "адрес". Полигон расположен в северо-восточном районе "адрес" в 2 км от "адрес", в 0, 7 км от федеральной дороги "Владивосток-Артем", в 1, 5 км от береговой полосы Амурского залива. Территория полигона составляет 247 000 кв.м. Участок захоронения твердых бытовых отходов находится в низкогорной местности в долине ручья "адрес"", с перепадами высот до 100 м. В состав полигона входит мусоросортировочный комплекс с цехом по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, здание административно-бытового назначения. Основным сооружением комплекса является участок складирования отходов (полигон), срок эксплуатации - 30 лет. Комплекс предусматривает процесс сортировки ТБО на двух технологических линиях, производительностью 20 тонн/час каждая.
Согласно сведениям о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, полигон введен в эксплуатацию 5 декабря 2011 года в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г..N 1029, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы, выданной Дальневосточным управлением Ростехнадзора, сроком действия в течение 3- х лет, комплекс по переработке и утилизации ТБО расположен в водоохраной зоне водного объекта - ручья " "адрес"". Все сточные воды, образующиеся на территории комплекса, в том числе фильтрат и отжим после прессования отходов, согласно проектной документации, должны сбрасываться на очистные сооружения комплекса. Проектный состав очистных сооружений предусматривает наличие прудов-отстойников - водоприемников для предварительного отстаивания сточных вод; фильтрующего массива; водосборника осветленной воды. В состав очистных сооружений включены пруды-отстойники - водоприемники для предварительного отстаивания сточных вод объемом 3 893 куб.м; фильтрующий массив, объемом 342 куб.м; водосборник осветленной воды объемом 1 642 куб.м. По дну и откосам пруда - отстойника устраивается противофильтрационный экран. Емкость бассейна запроектирована с учетом сбора всех сточных вод с территории комплекса. В качестве доочистки сточных вод, в том числе и фильтрата, проектом принята технология ультрафильтрации, позволяющая очистить стоки на уровне микроорганизмов, коллоидов и молекулярных примесей до показателей соответствия сбросным предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ, в комплексе с биологической очисткой в составе мембранных биореакторов. Применение мембранных биореакторов предполагает удаление исходных загрязнителей до 90-99%. После очистки сточные воды должны сбрасываться в ручей " "адрес"".
В ходе проверки установлено, что комплекс очистных сооружений, предусмотренный проектной документацией, находится в нерабочем состоянии, очистные сооружения отсутствуют. Сточные воды поступают в пруды-отстойники без дальнейшей их очистки, откуда далее попадают в ручей "адрес" имеющий гидрологическую связь с бухтой "Десантная" (Японское море). При осмотре земельного участка, прилегающего к территории полигона, установлено, что ручей "адрес"" имеет нехарактерный для водного объекта цвет: от темно-коричневого до темно-черного, местами на поверхности ручья образована пена грязно-коричневого цвета, толщиной над поверхностью примерно от 30 до 50 см на разных участках, ощущается стойкий неприятный запах. Русло ручья и его береговая полоса захламлены бытовыми отходами. В нарушение принятых проектных решений, заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации "Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г..Владивостоке" от 20 ноября 2009 г..в систему сбора грунтовых вод осуществляется сброс неочищенных и не прошедших предварительную очистку сточных вод, а именно: инфильтрата и поверхностного стока, образующегося на территории комплекса по переработке и утилизации ТБО. Происходит сброс инфильтрата в составе вод ручья "Безымянный", зарегулированного под телом полигона, организованным выпуском, выполненным из металлической трубы, диаметром 1200 мм, выходящей из-под тела полигона в ручей без названия, протекающий по западной границе комплекса.
До настоящего времени КГУП "Приморский экологический оператор" не приняты меры по очистке сточных вод, поступающих от эксплуатации комплекса ТБО в водный объект, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечет загрязнение водных объектов - ручья "адрес"", Японского моря сточными водами. В ходе проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в ноябре-декабре 2019 года плановой выездной проверкой в отношении КГУП "Приморский экологический оператор" были установлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в эксплуатации полигона в отсутствие очистных сооружений, не проведении мероприятий по очистке сточных вод и охране водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения, использовании водного объекта - ручья " "адрес" для целей сброса сточных вод в отсутствие правоустанавливающих документов, в осуществлении хозяйственной деятельности предприятия с нарушением условий, указанных в заключении государственной экологической экспертизы по проекту "Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г..Владивостоке" от 20 ноября 2009 г..Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора КГУП "Приморский экологический оператор" привлечено к административной ответственности по ст. 7.6, ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.7, ч. 4 ст. 8.13, ст. 8.41, ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. В период с 12 августа по 8 сентября 2021 г..Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая проверка в отношении КГУП "Приморский экологический оператор", в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени предприятием не устранены.
По результатам исследований природной воды ручья " "адрес" зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза России N552 от 13 декабря 2016 г..В частности, пробы природной воды ручья "адрес"", отобранные на расстоянии 50 м выше по течению от границы полигона, содержат превышение содержания железа общего растворенного в 3, 1 раза; пробы сточной воды дрены, проложенной под телом полигона, отобранные из металлической трубы комплекса по переработке и утилизации ТБО содержат превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легкоокисляемых органических веществ (БПК) в 179 раз, аммония - в 378 раз, фосфатов - в 1, 03 раза, фенолов летучих - в 200 раз, нефтепродуктов - в 22 раза, железа общего растворенного - в 100 раз, вода имеет высокое содержание взвешенных веществ, водородный показатель (рН) показывает щелочную реакцию среды и не соответствует фоновому значению водного объекта. В пробах природной воды ручья " "адрес" отобранных на расстоянии 150 метров от сброса сточных вод вниз по течению, установлено превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легкоокисляемых органических веществ (БПК5) в 89 раз, аммония - в 376 раз, фенолов летучих - в 92 раза, железа общего растворенного - в 89 раз. Содержание взвешенных веществ в пробе увеличено на 231, 8 мг/ дм3, вместо допустимых 0, 75 мг/ куб.дм. Водородный показатель (рН) показывает щелочную реакцию среды и не соответствует фоновому значению водного объекта.
Кроме того, КГУП "Приморский экологический оператор" осуществляет использование водного объекта - ручья "адрес"" для цели сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Также КГУП "Приморский экологический оператор" осуществляет деятельность комплекса по переработке ТБО в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны. В письме Роспотребнадзора от 9 ноября 2020 г..в принятии решения об установлении санитарно - защитной зоны для "Комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в г..Владивостоке" КГУП "Приморский экологический оператор" отказано. При таких обстоятельствах существует реальная угроза жизни и здоровью людей, растительному и животному миру из-за загрязнения недоочищенными сточными водами водной среды. Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать КГУП "Приморский экологический оператор", Правительство Приморского края солидарно устранить нарушения законодательства при эксплуатации комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: "адрес" обеспечить сбор, отведение и очистку сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения; устранить нарушения законодательства и принять меры по оборудованию комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: "адрес", сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Обязать КГУП "Приморский экологический оператор" устранить нарушения законодательства, выразившиеся в использовании водного объекта - ручья " "адрес"" бассейна Японского моря для целей сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование; направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края документы для предоставления водного объекта - ручья " "адрес"" в пользование для целей сброса сточных вод; устранить нарушение законодательства, выразившееся в осуществлении деятельности комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: "адрес", в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы; направить в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора проект "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г..Владивостоке" для получения заключения государственной экологической экспертизы. Установить срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 21 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 марта 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Правительство Приморского края ставит вопрос об отмене судебных постановлений в части возложения на Правительство Приморского края обязанностей по устранению нарушений законодательства при эксплуатации Комплекса по переработке ТБО и принятия мер по оборудованию Комплекса сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта.
Считает, что Правительство Приморского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником соответствующего объекта является Приморский край, а не Правительство Приморского края. В силу положений ст. 6 Закона Приморского края N 99-КЗ от 9 августа 2000 г. от имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) краевых организаций в пределах своей компетенции осуществляют, в том числе, отраслевые органы исполнительной власти Приморского края. Поэтому надлежащим ответчиком по делу должно выступать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в соответствии с распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Владивостока от 7 декабря 19992 г. N 296 учреждено МУПВ "Спецзавод N1".
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 мая 2019 г. N153-ри "О безвозмездной передаче муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Спецзавод N1", находящегося в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, в собственность Приморского края", МУПВ "Спецзавод N1" принято в собственность Приморского края и переименовано в КГУП "Приморский экологический оператор".
Учредителем КГУП "Приморский экологический оператор" является Приморский край.
От имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) предприятия в пределах своей компетенции осуществляет Правительство Приморского края.
КГУП "Приморский экологический оператор" является юридическим лицом (п. 1.4 Устава КГУП "Приморский экологический оператор", утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29 мая 2019 года N 163-ри). Является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения (п. 1.3 Устава). Целью деятельности КГУП "Приморский экологический оператор" является удовлетворение потребностей населения Приморского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предметом деятельности является осуществление деятельности, направленной на улучшение обеспечения населения Приморского края услугами в области благоустройства территорий, обращения с отходами производства и потребления на территории Приморского края (п. п. 2.1, 2.2 Устава).
Для достижения указанной цели предприятие осуществляет сбор, обработку и утилизацию отходов производства и потребления в соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (п. 2.3 Устава).
Правительством Приморского края в лице его органа по управлению имуществом - департамента земельных и имущественных отношений Приморского края передан КГУП "Приморский экологический оператор" на праве хозяйственного ведения комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: "адрес".
Комплекс включает себя полигон, расположенный в северо-восточном районе г. Владивостока в 2 км от "адрес", в 0, 7 км от федеральной дороги "Владивосток-Артем", в 1, 5 км от береговой полосы Амурского залива.
Территория полигона составляет 247 000 кв.м. Участок захоронения твердых бытовых отходов находится в низкогорной местности в долине ручья "адрес"", с перепадами высот до 100 м.
В состав полигона входит мусоросортировочный комплекс с цехом по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, здание административно-бытового назначения. Основным сооружением комплекса является участок складирования отходов (полигон), срок эксплуатации - 30 лет. Комплекс предусматривает процесс сортировки ТБО на двух технологических линиях, производительностью 20 тонн/час каждая.
Полигон введен в эксплуатацию 5 декабря 2011 г. в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N1029, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы, выданным 20 ноября 2009 г. Дальневосточным управлением Ростехнадзора, сроком действия в течение 3-х лет, комплекс по переработке и утилизации ТБО расположен в водоохранной зоне водного объекта ручья " "адрес"
Все сточные воды, образующиеся на территории комплекса, в том числе фильтрат и отжим после прессования отходов согласно проектной документации должны сбрасываться на очистные сооружения комплекса. Проектный состав очистных сооружений предусматривает наличие прудов-отстойников - водоприемников для предварительного отстаивания сточных вод; фильтрующего массива; водосборника осветленной воды. В состав очистных сооружений включены пруды-отстойники - водоприемники для предварительного отстаивания сточных вод объемом 3893 м3; фильтрующий массив, объемом 342 м3; водосборник осветленной воды объемом 1642 м3. По дну и откосам пруда - отстойника устраивается противофильтрационный экран. Емкость бассейна запроектирована с учетом сбора всех сточных вод с территории комплекса.
В качестве доочистки сточных вод, в том числе и фильтрата, проектом принята технология ультрафильтрации, позволяющая очистить стоки на уровне микроорганизмов, коллоидов и молекулярных примесей до показателей соответствия сбросным предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ, в комплексе с биологической очисткой в составе мембранных биореакторов. Применение мембранных биореакторов предполагает удаление исходных загрязнителей до 90-99%. После очистки сточные воды должны сбрасываться в ручей "адрес"".
Однако, комплекс очистных сооружений, предусмотренный проектной документацией, находится в нерабочем состоянии, очистные сооружения отсутствуют. Сточные воды поступают в пруды-отстойники без дальнейшей их очистки, откуда далее попадают в ручей "адрес" имеющий гидрологическую связь с бухтой "Десантная" (Японское море), что влечет загрязнение водных объектов - ручья " "адрес"", Японского моря сточными водами.
Факт загрязнения водного объекта сточными водами подтвержден при проведении Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в 2019 - 2020 годы проверок КГУП "Приморский экологический оператор".
КГУП "Приморский экологический оператор" привлечено к административной ответственности по ст. 7.6, ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.7, ч. 4 ст. 8.13, ст. 8.41, ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ за нарушение природоохранного законодательства.
КГУП "Приморский экологический оператор" при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохраной зоне ручья " "адрес" осуществляет сброс сточных вод, не прошедших предварительную очистку. Эксплуатация комплекса по переработке и утилизации ТБО осуществляется в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством. Использование водного объекта ручья " "адрес" для целей сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Деятельность по переработке ТБО осуществляется в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался нормами ст. 3, 16, 34, 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.11, 44, 65 Водного кодекса РФ, ст. 3, 18, 27 ФЗ от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 39 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", разделом VII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, исходил из того, что осуществление сброса неочищенных сточных вод в водную среду создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, а также нарушает права Российской Федерации как собственника водных объектов. В связи с чем пришел к выводу о возложении на ответчиков солидарной обязанности по устранению приведенных выше нарушений при эксплуатации комплекса.
Учитывая характер возникшего обязательства, его неделимость, выводы судов о том, что требуемые в иске работы должны быть выполнены ответчиками солидарно, не противоречат требованиям п. 1 ст. 322 ГК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, которые подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судами доказательствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что Правительство Приморского края является ненадлежащим ответчиком по делу, а обязанность по устранению нарушения природоохранного законодательства должна быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края как отраслевой орган, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края как осуществляющий государственное управление в области водных отношений были предметом обсуждения в судебном заседании апелляционной инстанции и нашли верное и подробное отражение в апелляционном определении. Оснований для иной оценки данных доводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы выражают субъективное мнение заявителя в отношении обстоятельств дела и действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, доводы жалобы не подтверждают.
Спор судами разрешен в соответствии с законом.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.