Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёва С.А, судей Александровой М.В, Куратова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зятикова Петра Александровича к администрации города Хабаровска, индивидуальному предпринимателю Лемиховой Елене Сергеевне о возмещении ущерба, по кассационной жалобе Зятикова Петра Александровича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В, пояснения представителя Зятикова П.А. - Латышева А.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зятиков П.А. обратился в суд с указанным иском к администрации г.Хабаровска, указав, что 25 августа 2021 года животные без владельцев (собаки) повредили принадлежащее истцу транспортное средство "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N. Полагает, что ответственность за причиненный вред должна быть возложена на орган местного самоуправления. Просил взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба 578 804 рубля 94 копейки, расходы на оплату услуг специалиста по оценке ущерба в размере 14 520 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 3 500 рублей, расходы на оплату диагностики в размере 1 000 рублей.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 29 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ИП Лемихова Е.С.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 декабря 2022 года исковые требования Зятикова П.А. удовлетворены частично. С администрации города Хабаровска в пользу Зятикова П.А. взыскано в счет возмещения ущерба 485 239 рублей, расходы по оплате оценки в размере 14 520 рублей 28 копеек, расходы на оплату диагностики в размере 1 000 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 3 500 рублей. В удовлетворении исковых требований к ИП Лемиховой Е.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 мая 2023 года решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 декабря 2022 года отменено, принято новое решение. В удовлетворении исковых требований Зятикову П.А. отказано.
В кассационной жалобе представитель Зятикова П.А. просит отменить апелляционное определение как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не дана оценка заключению судебной экспертизы, материалам КУСП. Суд апелляционной инстанции сделал неверный вывод о принятии администрацией г. Хабаровска всех мер по отлову безнадзорных животных, хотя таких доказательств не представлено.
От администрации г. Хабаровска поступили возражения на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, а апелляционное определение - без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит основания для отмены апелляционного определения.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Зятикову П.А. на праве собственности принадлежит транспортное средство "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 23 сентября 2021 года следует, что Зятиков П.А. 24 августа 2021 года примерно в 20 часов 00 минут припарковал свой автомобиль возле 4 подъезда по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Предварительно автомобиль был вымыт на автомойке. 25 августа 2021 года в 08 часов 10 минут Зятиков П.А. вышел к своему автомобилю и обнаружил, что на автомобиле имеются множественные повреждения. Большая часть повреждений рассредоточена по передней части автомобиля. Повреждения включали в себя: ЛКП, разрывы пластика, глубокие царапины на капоте, отсутствие государственного регистрационного знака, логотипа "данные изъяты"", а также разрыв проводов и патрубков под передним бампером. При просмотре видеозаписей с камер установлено, что повреждения образовались в результате нападения стаи бродячих собак.
Согласно представленному истцом заключению специалиста ООО "Независимый экспертный центр" N от 15 сентября 2021 года стоимость ремонта транспортного средства "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, на дату происшествия 25 августа 2021 года составляет: с учетом износа - 250 606, 70 рублей; без учета износа - 578 804, 94 рубля.
26 октября 2021 года Зятиков П.А. обратился с претензией в адрес администрации города Хабаровска, в которой просил возместить причиненный ему ущерб в размере 597 824 рубля 94 копейки.
В ответе от 17 ноября 2021 года на претензию указано, что обязанность по обеспечению государственных полномочий исполнена органами государственной власти края в 2021 в полном объеме.
Обязательства по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории г.Хабаровска администрация города исполняла путем заключения с ИП Лемиховой Е.С. муниципального контракта от 23 августа 2021 года N на оказание услуг по обращению с животными без владельцев.
Из акта N от 15 сентября 2021 года следует, что услуги по обращению с животными без владельцев по муниципальному контракту от 23 августа 2021 года оказаны в полном объеме.
Согласно заключению судебной экспертизы, выполненной АНО "Восток экспертиза" N от 26 октября 2022 года, механизм образования и характер повреждений транспортного средства "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, соответствует обстоятельствам происшествия от 25 августа 2021 года (КУСП N от 25.08.2021). Стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт) транспортного средства на 25 августа 2021 года составляет: с учетом износа - 237 625 рублей; без учета износа - 485 239 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.15, 1064, 1069 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пришел к выводу о том, что причиной возникновения ущерба явилось ненадлежащее исполнение администрацией города Хабаровска обязанности по отлову безнадзорных животных, в связи с чем возложил на данного ответчика обязанность по возмещению ущерба в размере, определенном судебной экспертизой, отказав в удовлетворении иска к ИП Лемиховой Е.С.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение суда, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции, исследовав 5 муниципальных контрактов, заключенных с ИП Лемиховой Е.С. по отлову животных, пришел к выводу о том, что администрацией г. Хабаровска приняты все предусмотренные законом меры по реализации переданных органам местного самоуправления полномочий в сфере деятельности по обращению с животными без владельцев. Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что автомобиль поврежден случайно и в силу положений ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, положенными в основу принятого по делу решения, как не соответствующими требованиям законодательства, регулирующего спорные отношения, а также противоречащими существенным для дела обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).
На основании статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
На основании Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления г. Хабаровска наделены государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев без ограничения срока, реализация которых осуществляется путем организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и 1 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий установлены статьей 4 Закона.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (часть 1 статьи 6 Закона).
На основании статьи 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 18 этого же Закона, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N 1180 утверждены методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с п. 2.2. Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 года N 582-пр, исполнителями мероприятий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
С учетом приведенных законоположений именно на администрацию г. Хабаровска законом возложена обязанность осуществлять мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Хабаровска. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования на реализацию отдельных государственных полномочий не освобождают администрацию от ответственности за неисполнение законодательно установленных требований.
В данном случае, вывод суда апелляционной инстанции о принятии администрацией г. Хабаровска всех предусмотренных законом мер по реализации своих полномочий по обращению с животными без владельцев ничем не подтверждается и является голословным. Заключение администрацией г. Хабаровска муниципальных контрактов с ИП Лемиховой Е.С. по отлову безнадзорных животных не подтверждает исполнение администрацией своих обязанностей по предотвращению причинения гражданам ущерба бродячими животными.
Установленный факт повреждения автомобиля истца бродячими собаками свидетельствует о не принятии органом местного самоуправления достаточных мер к предотвращению ущерба.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, то апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным.
Допущенные нарушения являются существенными, непреодолимыми и могут быть устранены лишь путем отмены апелляционного определения и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 мая 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.