Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 03 марта 2023 года (дело в суде первой инстанции N 2а-2434/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Орлова Дениса Евгеньевича к Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля об оспаривании распоряжения, возложении обязанности устранения допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя Орлова Д.Е. по доверенности Ефимова К.И, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Главы Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля от 24 августа 2022 года N 225 Орлову Д.Е. отказано в признании малоимущим и принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Считая указанное распоряжение незаконным, Орлов Д.Е. обратился в суд с административным иском об оспаривании названного распоряжения и возложении обязанности на администрацию устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что он является инвалидом второй группы бессрочно в связи с ампутацией двух нижних конечностей, передвигается на протезах и инвалидной коляске Он зарегистрирован по месту жительства и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 38, 7 кв. м, по адресу: "адрес", вместе с матерью и сестрой. Собственником квартиры является его мать Орлова Е.А. Общая площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее учетной нормы с учётом его хронических заболеваний, в связи, с чем отказ в постановке на учет считает неправомерным.
Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 11 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 03 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены, на Территориальную администрацию Заволжского района мэрии города Ярославля возложена обязанность поставить Орлова Д.Е. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Орлова Д.Е. в составе семьи из трёх человек.
В кассационной жалобе Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 09 июня 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия не находит основания для отмены апелляционного определения в полном объёме.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Законом Ярославской области от 11.07.2005 N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (часть 2 статьи 16).
Аналогичные положения закреплены в пункте 1.1 Постановления мэра г. Ярославля от 28.02.2005 N 761 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статьи 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Орлов Д.Е. является инвалидом второй группы в связи с ампутацией нижних конечностей, имеет постоянную регистрацию по адресу: "адрес", где также зарегистрированы и проживают его мать Орлова Е.А. и сестра Орлова Н.Е. Собственником данного жилого помещения является Орлова Е.А.
14 июля 2022 года Орлов Д.Е. обратился в Территориальную администрацию Заволжского района мэрии города Ярославля с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом малоимущим по договору социального найма.
Распоряжением Главы Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля от 24 августа 2022 года N 225 Орлову Д.Е. отказано в признании малоимущим и принятии на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на том основании, что им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспеченность общей площадью составляет 12, 90 кв. м, что более учётной норма, которая составляет 12, 0 кв. м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец обеспечен жилым помещением более учётной нормы.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что Орлов Д.Е. является малоимущим, инвалидом - колясочником, проживает в квартире вместе с разнополыми членами семьи, в которой, исходя из общей площади жилого помещения, его самостоятельное передвижение по квартире невозможно, он фактически проживает на кухне, площадью 9, 4 кв. м, что свидетельствует о его нуждаемости в жилом помещении.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанций в указанной части верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующими спорные правоотношения, мотивированы в апелляционном определении, приняты в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку они не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а сводятся к изложению правовой позиции административного ответчика, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Несогласие административного ответчика с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Вместе с тем, с выводом суда апелляционной инстанции в части возложения обязанности на административного ответчика поставить Орлова Д.Е. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи из трёх человек, согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Однако суд апелляционной инстанции не учёл, что в заявлении о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 14 июля 2022 года, Орлов Д.Е. просил признать его малоимущим и поставить его одного на учёт.
Об этом он указал в административном исковом заявлении, а также в апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, в нарушение положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вышел за пределы административный исковых требований, выводы суда в этой части не мотивированы, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и постановить судебный акт в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 03 марта 2023 года в части возложения обязанности на Территориальную администрацию Заволжского района мэрии города Ярославля поставить на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Орлова Д.Е. в составе семьи из трёх человек, отменить, в указанной части дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.