Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 апреля 2023 года, вынесенное по административному делу N 2а-123/2023 по административному иску ФИО1 к военному комиссариату Владимирской области, военному комиссариату г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района Владимирской области, призывной комиссии по г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района Владимирской области о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, представителя ФИО1 - Ничика В.И, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии г. Гусь-Хрустальный и Гусь- Хрустального района Владимирской области от 16 ноября 2022 г. об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Требования мотивированы тем, что имея религиозные убеждения, 11 ноября 2022 г. он обратился с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой, однако решением призывной комиссии города Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района Владимирской области от 16 ноября 2022 г. ему было отказано в замене военной службе по призыву па альтернативную гражданскую службу, в связи с нарушением срока подачи соответствующего заявления, с чем он не согласен. Призывной комиссией ему предоставлена отсрочка на военную службу до 30 июня 2023 года, поскольку в июне 30 календарных дней, полагает, что норма закона - ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 N 113- ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", определяющая сроки подачи соответствующего заявления им не нарушена, поскольку подав заявление 11 ноября 2022 г. он сделал это до 01 апреля 2023 г, так как подлежит призыву на военную службу в октябре-декабре 2023 года после окончания учебы.
Решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 11 января 2023 года решение призывной комиссии города Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района Владимирской области от 16 ноября 2022 г. отменено. На призывную комиссию города Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района Владимирской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 11 ноября 2022 г. о замене военной службы альтернативной гражданской службой.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 апреля 2023 года, решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 11 января 2023 года отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В поданной в суд первой инстанции 14 июня 2023 года кассационной жалобе, заявителем ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда по мотиву неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 К АС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущены такого рода нарушения действующего законодательства.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Аналогичные сроки подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и основания для отказа в его удовлетворении предусмотрены пунктами 13 и 26 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 256.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обучается в ГАПОУ ВО " "данные изъяты"", в связи с чем ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2023 г.
ФИО1 обратился в военный комиссариат г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района Владимирской области с заявлением о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по мотиву, что она противоречит его вероисповеданию, 11 ноября 2022 г. вызван на заседание комиссии 16 ноября 2022 года к 10 час. 30 мин.
Согласно выписке из протокола N 10а от 16 ноября 2022 г. заседания призывной комиссии г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района ФИО1 отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, так как им нарушен срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции указал, что вывод призывной комиссии г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустального района о пропуске ФИО1 срока подачи заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой не может быть признан законным, поскольку ФИО1, имея отсрочку от призыва до 30 июня 2023 года подлежал призыву на военную службу в октябре - декабре 2023 г, что указывает о необходимости его обращения с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской до 01 апреля 2023 года, с таким заявлением он обратился в военный комиссариат в установленный законом срок - 11 ноября 2022г.
С таким выводом суда не согласилась судебная коллегия апелляционной инстанции, отметив, что в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря; ФИО1, имея отсрочку до 30 июня 2023 года, подлежит призыву на военную службу в весенне - летний призыв с 1 апреля по 15 июля 2023 г, а не в октябре - декабре 2023 года, что указывает о необходимости его обращения с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона N 113- ФЗ до 1 октября 2022 года, однако с таким заявлением ФИО1 обратился в военный комиссариат 11 ноября 2022 года, т.е. с нарушением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах решение призывной комиссии города Гусь- Хрустальный и Гусь-Хрустального района Владимирской области от 16.11.2022 г, которым ФИО1 отказано в замене военной службе по призыву па альтернативную гражданскую службу, в связи с нарушением срока подачи соответствующего заявления, признано законным, не нарушающим прав административного истца.
Оснований не согласится с такими выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу положений статьи 11 Закона N 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу (который в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации): до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва.
Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2023 года N 220 "О призыве в апреле - июле 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" определено осуществить с 1 апреля по 15 июля 2023 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Отсрочка от призыва па военную службу в соответствии с п.п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1988 года N 53-ФЗ ФИО1 предоставлена до 30 июня 2023 года. Следовательно, истец подлежал призыву на военную службу в весенне-летний призыв 2023 года.
Решение призывной комиссии в отношении административного истца является правильным, прав административного истца не нарушает. ФИО1 был вызван на заседание комиссии на 16 ноября 2022 г, его заявление рассмотрено, и поскольку он нарушил срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, обратившись в военный комиссариат с заявлением 11 ноября 2022 года, при установленном сроке обращения до 1 октября 2022 года, принято решение предусмотренное пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ.
Доводы административного истца, содержащиеся в кассационной жалобе, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права.
Указанные доводы повторяют позицию административного истца по делу, были предметом рассмотрения судебной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.