Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Трофимова В.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 10 мая 2023 года, вынесенное по административному делу N 2а-1476/2022 по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО3, ФИО2 к ФКУ ИК N5 УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания и компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО4, ФИО3 и ФИО2 обратились в суд с административным иском о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере "данные изъяты" рублей в пользу каждого.
Требование мотивированы тем, что административными ответчиками не выполнены требования, возложенные Указами Президента РФ от 11.05.2020 N 316, от 04.01.2021 N 12, Постановлениями Правительства от 31.03.2020 N 373, от 05.06.2020 N 828, от 28.09.2020 N 15570.
Так, на протяжении длительного времени в 2020 и в 2021 г. ответчик был обязан постоянно (круглосуточно) обеспечивать соблюдение социальной дистанции между осужденными, такое значимое для безопасности истцов требование, было грубо проигнорировано. Административные истцы в ночное время ежедневно находились на своих спальных местах, которые из-за стесненности секций в отрядах были сдвинуты вплотную друг к другу по парам, что противоречит антиковидному законодательству. В нарушение требований о соблюдении социальной дистанции осужденные перемещались по территории колонии вплотную, строем, во время утренних и вечерних поверок, а также во время работы и при входе в производственную зону. Социальная дистанция не соблюдалась в столовой, в очередях к раздаче пищи, в залах приема пищи, в магазине учреждения, в душевой, в комнатах приема пищи в отрядах, в здании администрации колонии, в производственных цехах, во время производственных перерывов. При выдворении административных истцов в 2019-2021 гг. на срок от нескольких часов до нескольких суток в расположенную у входа в дежурную часть камеру, осужденные рисковали заразиться новой коронавирусной инфекцией COVID-19, поскольку находились в помещении площадью 9 кв.м, ночуя на грязном полу в антисанитарных условиях, без масок. Ограничения не соблюдались при незаконном привлечении административных истцов к труду по обрезке ниток с различных швейных изделий.
В нарушение Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не изменялся график посещения столовой, в которой отсутствовали дозаторы с антисептиками, не наносилась разметка на полу в местах скопления людей для соблюдения дистанции в 1, 5 метра, не проводилась уборка помещений с помощью специальных средств, не дезинфицировались поверхности дверных ручек, выключателей и других контактирующих поверхностей каждые 2-4 часа, не осуществлялся контроль количества находящихся в одном помещении одновременно человек.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 10 мая 2023 года решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 декабря 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 июня 2023 года, представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Трофимов В.П. ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда, указывая на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и направляя дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 3 статьи 135, части 1 статьи 221, пункта 3 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что суд первой инстанции не привлёк к участию в деле должностных лиц ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, указав, что административными истцами также оспариваются ненадлежащие условия содержания административных истцов за период с 2019-2021 в "пыточном помещении", в том числе и в ночное время, что с очевидностью будет затрагивать права и законные интересы сотрудников ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия.
С выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так пунктом 4 названной статьи установлено, что при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Часть 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 этого кодекса, предусматривающей полномочие суда привлечь к участию в деле административного соответчика, второго административного ответчика (часть 5 статьи 41, часть 1 статьи 43 КАС РФ).
Разрешение вопроса о выборе надлежащего административного ответчика, привлечении административного соответчика по административному делу зависит от установления и исследования фактических обстоятельств административного дела.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд за судебной защитой, административные истцы связывали ненадлежащие условия содержания с нахождением в 2019-2021 гг. на срок от нескольких часов до нескольких суток в камере, расположенной у входа в дежурную часть, площадью 9 кв.м, в антисанитарных условиях, без масок.
Административный иск предъявлен к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, к участию в деле привлечены также УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России.
Исходя из пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
ФСИН России к участию в деле привлечено.
Учитывая предмет заявленных требований, выводы суда апелляционной инстанции о необходимости привлечения к участию в деле должностных лиц ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия и отмены решения суда по указанным основаниям, нельзя признать законными, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 10 мая 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Тамбовский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 4 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.