Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макушненко В.С. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Кучава Н на решение Люблинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2022 года, которым постановлено:
Иск Кучава Н к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о защите нарушенных пенсионных прав удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить в страховой (общий трудовой) стаж Кучава Н следующие периоды:
...
В остальной части в удовлетворении иска отказать.;
установила:
Кучава Н. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области, просила обязать ответчика включить в подсчет страхового стажа периоды работы в Республике Грузия с 1975 по 1993 год в соответствии с данными трудовой книжки, период ухода за ребенком до полутора лет с 1973 по 1975 год, а также назначить ей страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по достижении пенсионного возраста с 21.07.2021 года.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Якушина А.В. в части отказа в удовлетворении требования о назначении страховой пенсии по старости, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
17 июля 2023 года протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда в связи реорганизацией ответчика произведена замена стороны ответчика с ГУ - ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Тарасова К.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены в части постановленного по делу решения, исходя из доводов апелляционной жалобы истца, не имеется.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно приложению N 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при достижении в 2019 году возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается через 12 месяцев после достижения указанного возраста, в 2020 году - через 24 месяца, в 2021 году - через 36 месяцев.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2020 г. составляет 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 18, 6, в 2021 г. - 12 лет и 21, 0 соответственно.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В пункте 6 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N сумма "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 года и Соглашения от 16 мая 1997 г, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Кучава Н, паспортные данные, прибывшая из Украины на постоянное место жительства, имеющая вид на жительство иностранного гражданина с 2021 года, 12.07.2021 обратилась в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением комиссии ответчика по пенсионным вопросам N 210000102925/866090/21 (без даты) в назначении пенсии истцу отказано. Трудовая книжка...
Обращаясь в суд с данными требованиями, истец Кучава Н. представила нотариально удостоверенный перевод с грузинского на русский язык трудовой книжки и свидетельств о рождении детей, а также архивных справок о фактическом заработке в период с 1975 по 1982 годы.
Разрешая спор,...
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы материального права, их регулирующие.
Оформление трудовой книжки работника после его увольнения не влечет недействительность основного документа о работе. Факт ведения оплачиваемой трудовой деятельности в указанные в трудовой книжке периоды подтверждаются архивными справками о заработной плате за те же периоды. Кроме того, работник не должен нести негативные последствия от действий работодателя, не оформившего документы о работе своевременно.
Факт трудовой деятельности истца в периоды в Республике Грузия подтверждены надлежащими доказательствами, в том числе, архивными справками, содержащими сведения о периодах оплачиваемой трудовой деятельности с 1975 года, факт рождения детей истца подтвержден свидетельствами о рождении детей с переводом, судом дана надлежащая правовая оценка совокупности представленных доказательств и сделан правомерный вывод о том, что трудовая книжка содержит достоверные сведения о работе истца и подлежит учету при оценке ее пенсионных прав.
При применении норм права судом учитывались условия международных соглашений, в частности, согласно Соглашению о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузии, периоды работы после 1 января 1991 года могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при подтверждении факта уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Необходимых справок об уплате страховых взносов после 01 января 1991 года на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия истцом не представлено, в связи с чем, в удовлетворении требований о стаже после указанной даты суд отказал.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования о назначении истцу страховой пенсии, суд исходил из того, что...
При принятии решения в данной части, суд первой инстанции обоснованно учел разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенные в письме N СЧ-25-24/22199 от 20.09.2022 "Об определении необходимых для назначения страховой пенсии по старости продолжительности страхового стажа и ИПК", с учетом позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.09.2022 N 21-1/10/В-12092, согласно которым в отношении иностранных граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеющих вид на жительство иностранного гражданина и достигших пенсионного возраста для назначения пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"- до даты выдачи им вида на жительство, продолжительность страхового стажа и величину ИПК следует определять на год получения этими гражданами вида на жительство.
Проверяя доводы истца о достаточности ИПК с учетом заявленных требований, суд первой инстанции истребовал у ответчика условный расчет ИПК на дату обращения истца в пенсионный орган, который по нескольким вариантам и с учетом включения периодов ухода за детьми суммарно составил...
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, выводы суда первой инстанции о том, что у истца не образуется требуемая для назначения пенсии по старости величина ИПК, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о противоречии разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации положениям статьи 35 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых взносах", в силу которой величина ИПК определяется на дату достижения пенсионного возраста, состоятельными не являются, поскольку определение права на пенсию в силу положений закона Российской Федерации и международных договоров основано на территориальном принципе, при этом определение статуса иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и до этого достигших пенсионного возраста, связано с получением вида на жительства иностранного гражданина. В то время как Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых взносах" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Таким образом, дата приобретения иностранным гражданином правового статуса на территории Российской Федерации является значимым для определения его права на пению по территориальному принципу и не противоречит приведенным положениям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.