Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Пашкевич А.М.
судей фио и фио
при помощнике Баймышевой Н.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Барышниковой М.С. и Жигалкиной М.Н. на решение Пресненского районного суда адрес от 26 апреля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Барышниковой Марии Сергеевны, фио к ДГИ адрес об обязании предоставить жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Барышникова М.С, Жигалкина М.Н. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес (адресМосквы), в котором просили обязать ответчика предоставить жилое помещение семье в составе Барышникова М.С, Жигалкина М.Н, фио Тазова А.Д, с учетом права несовершеннолетнего Тазова С.Д. паспортные данные на дополнительную жилую площадь. Исковые требования мотивированы тем, что Барышникова М.С, Жигалкина М.Н, фио С.Д. и Тазова А.Д. зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, д. 4/117, кв. 55, комната N 1. В настоящее время дом, расположенный по адресу: адрес, д. 4/117 включен в программу реновации, с целью осуществления права семьи на дополнительную жилую площадь они обратились с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако им было отказано в постановке на учет без законных оснований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят Барышникова М.С, Жигалкина М.Н. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик ДГИ адрес не явился, извещен, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие по ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Жигалкиной М.Н, представителя истцов по доверенностям и ордеру адвоката фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Порядок и условия обеспечения граждан при реализации Программы реновации установлены Законом РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон N 4802-1) и Законом адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес" (далее - Закон N 14).
В соответствии со ст. 7.3 Закона N 4802-1, гражданам, состоящим на жилищном учете, проживающим в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации, предусмотрено улучшение жилищных условий путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, во внеочередном порядке и на условиях, установленных Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии со ст. 6 Закона N 14 собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (ч. 1).
В случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных Законом адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с жилищного учета (ч. 2).
Согласно статье 7.3 Закона N 4802-1 нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением в Законе N 4802-1 понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:
1) жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом адрес;
3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации (при этом границы 3 указанного района определяются по состоянию на 1 января 2017 года), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или адрес.
В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации. Предоставление равнозначных жилых помещений собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений осуществляется без взимания доплаты.
В соответствии с ч. 12 ст. 7.3 Закона N 4802-1 гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), и имеющим в собственности или в пользовании на условиях социального найма жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, жилищные условия улучшаются путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, установленной нормативным правовым актом адрес, во внеочередном порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом адрес. В случае отказа указанных граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении ими условий, установленных нормативным правовым актом адрес, им предоставляется в соответствии с настоящим Законом равнозначное жилое помещение либо равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения. Указанные граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до получения ими жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с данного учета.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. К ним относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Ведение жилищного учета в адрес осуществляется в соответствии с Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29), постановлением Правительства Москвы о 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ (далее - Постановление N 815-ПП).
Жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 8 Закона N 29, при соблюдении всех условий, указанных в ст. 7 Закона N 29, в том числе, если все члены семьи проживают в адрес на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес.
Членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем (ч. 2 ст. 1 Закона N 29).
Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти разным семьям.
При разрешении спора судом установлено, что многоквартирный дом N 4/117 по адрес в адрес включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес (далее - Программа реновации), утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП.
Барышникова М.С. с семьей из 4 человек (она, Жигалкина М.Н, Тазова А.Д, несовершеннолетний фио С.Д.) зарегистрированы по месту проживания по адресу: адрес, д. 4/117, кв. 55, где на основании договора социального найма занимают комнату N 1 площадью жилого помещения 22, 2 кв.м, жилой площадью 15, 9 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире площадью жилого помещения 62, 3 кв.м.
На жилищном учете в адрес семья Барышниковой М.С. не состоит.
Из материалов дела следует, что семья Барышниковой М.С. в составе 6 человек: Барышникова М.С, Жигалкина М.Н, фио, фио Д.Д, Тазова А.Д, фио С.Д. обратилась в Департамент с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий и признании нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Барышникова М.С. состоит в браке с фио с 2004 года.
Согласно выписке из домовой книги от 29.12.2021 фио Д.Д. один зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, где на основании договора социального найма жилого помещения от 09.09.2019 N 420 занимает однокомнатную квартиру общей площадью 29, 9 кв. м.
фио Д.Д. является собственником (1/3 доля в праве) квартиры площадью 43, 3 кв. м по адресу: адрес.
Жигалкина М.Н. состоит в браке с фио с 2011 года.
фио зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, где занимает однокомнатную квартиру площадью 25, 6 кв. адрес жилого помещения является фио
Жигалкина М.Н. является собственником квартиры площадью 44, 8 кв.м. по адресу: адрес.
Уведомлением Департамента от 14.03.2022 N 33-5-19796/22-(0)-1 Барышниковой М.С. отказано в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело", поскольку размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 6 человек составляет 22, 82 кв. м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Распоряжением Департамента от 14.06.2022 N 32698 семье Барышниковой М.С. взамен освобождаемой комнаты предоставлена в рамках Программы реновации по договору социального найма однокомнатная квартира площадью жилого помещения 40, 4 км.м, общей площадью 38, 9 кв.м, жилой площадью 21, 4 кв.м. в доме-новостройке по адресу: адрес.
Истцы в обоснование своих исковых требований ссылались на то, что ДГИ адрес в порядке переселения по реновации должно было предоставить жилое помещение с учетом того, что у несовершеннолетнего Тазова С.Д. паспортные данные есть право на дополнительную жилую площадь.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд верно исходил из того, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий и признания инвалидов нуждающимися в предоставлении жилых помещений Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не определены и содержатся в Жилищном Кодексе РФ.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - адрес, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе N 29.
Так, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а также п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 является факт их проживания в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, при отсутствии у них иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Именно для указанных граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с утвержденным приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н перечнем, предусмотрено право на признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений вне зависимости от уровня их обеспеченности площадью жилых помещений.
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что фио С.Д. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для предоставления семье истцов жилого помещения по договору социального найма в рамках улучшения жилищных условий, поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо на учете нуждающихся в жилых помещениях в адрес семья истцов не состоит, распоряжением Департамента семье истцов было предоставлено равнозначное жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фио С.Д. имеет заболевание, подпадающее под перечень заболеваний, указанный в Приказе Минздрава России от 30.11.2012 г. N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь", со ссылкой на ответ из медицинского учреждения по запросу суда, который был принят судебной коллегией по ст, 327.1 ГПК РФ, не может повлечь отмену решения суда.
Федеральным Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Действующее законодательство как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации - адрес не устанавливает какого-либо специального, обособленного порядка принятия инвалидов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для признания истца и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий применяются положения Закона адрес N 29 "Об обеспечения права жителей адрес на жилые помещения", в котором закреплены единый порядок и условия постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений в адрес.
Для определения размера площади, жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Одним из условий постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях согласно Закону является обеспеченность площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Учетная норма в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения устанавливается для отдельных квартир.
Поскольку жилое помещение - комната N 1 в квартире по адресу адрес, д. 4/117, кв. 55, является отдельной комнатой в коммунальной квартире, следовательно, при расчете обеспеченности истца и членов ее семьи площадью жилого помещения подлежит применению учетная норма в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения.
Тогда как с учетом того, что Жигалкина М.Н. является собственником квартиры площадью 44, 8 кв.м. по адресу: адрес, размер площади жилого помещения приходящийся на каждого члена семьи (Барышникова М.С, Жигалкина М.Н, фио Тазова А.Д.) из 4 человек составляет 16, 75 кв.м. (22, 2 кв.м, + 44, 8 кв. м. = 67:4), что составляет более учетной нормы для коммунальных квартир (15 кв. м.), что не соответствует установленным ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцы в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представили доказательства, подтверждающих обеспечение их семьи жилыми помещениями менее учетной нормы - 15 кв.м.
Согласно представленным в дело доказательств, несовершеннолетний фио С.Д. страдает заболеванием, которое не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний.
При таких обстоятельствах ссылка заявителей в жалобе на то, что фио С.Д. имеет заболевание, подпадающее под перечень заболеваний, указанный в Приказе Минздрава России от 30.11.2012 г. N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь", на существо постановленного решения не влияет.
Нарушений норм процессуального законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, влекущих отмену решения, судебной коллегией по делу не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, повторяют позицию заявителя жалобы, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барышниковой М.С. и Жигалкиной М.Н. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.