Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Мызниковой Н.В, судей Дегтеревой О.В, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Колесниковой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Карвеля... на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 23 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Карвеля.., паспорт.., в пользу Государственного казённого учреждения города Москвы Центр занятости населения города Москвы денежные средства в размере 65 346, 73 руб.
Взыскать с Карвеля... в бюджет Москвы госпошлину в размере 2160, 40 руб.
УСТАНОВИЛА:
ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы обратилось в суд с исковым заявлением к Карвелю А.И. о взыскании неосновательного обогащения, ссылаясь на то, что 13 апреля 2020 года в ГКУ города Москвы ЦЗН города Москвы обратился Карвель А.И, с целью регистрации его в качестве безработного гражданина. При регистрации ответчик ознакомился с порядком и условиями признания граждан безработными, предупреждениями и обязательствами для безработных граждан. Ответчик был предупрежден о том, что в случае выявления факта, либо попытки получения пособия по безработице обманным путем или с нарушением действующих требований гражданин будет снят с регистрационного учета с прекращением выплаты пособия, при этом сумма денежных средств, полученных с нарушением требований или обманным путем, подлежит возврату добровольно или в принудительном порядке. С 30 апреля 2020 года ответчик был признан безработным и ему была назначена выплата пособия по безработице 15130 (12 130 рублей с 01 сентября) в месяц, а также дополнительная материальная поддержка в размере 850 рублей в качестве доплаты к пособию, компенсация за пользование услугами городского общественного транспорта 1 450 рублей в месяц, региональная компенсационная выплата в размере 5070 рублей в месяц в течение периода с 30.04.2020 по 29.10.2020 г, региональная компенсационная выплата по 30.09.2020. Проведенной проверкой посредством системы межведомственного электронного документооборота и просмотром базы ЕГРЮЛ 25 августа 2020 года истцом установлено, что ответчик Карвель А.И. с 25 марта 2003 года является учредителем и генеральным директором ООО "ИНФОСЕРВИС", о чем ответчик скрыл с целью незаконного получения социальных выплат в органе занятости. С момента начисления выплат до момента их окончания, за период с 30 апреля 2020 года по 25 августа 2020 года, ответчику была выплачена сумма в размере 65 346, 73 руб, которую истец просил взыскать с ответчика как неосновательное обогащение.
Представитель истца в суде исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал; ответчик в суде исковые требования не признал.
23.11.2022 суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик, указывая на то, что организация не ведет деятельность с 2005 года, дохода он не имел.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ответчика Карвель А.И, возражения представителя истца Гайсаровой Н.Ю, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменении решения, постановленного с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в соответствии с пунктом 1 статьи 3 которого - безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно абзацу 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Согласно пункту 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего закона.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 г. N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2020 года в электронном виде в ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы обратился Карвель А.И. с целью регистрации его в качестве безработного гражданина, в графе отношение к занятости указал - не занятый (л.д. 5).
Приказом ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы от 04 мая 2020 года N125П12827/204 ответчик признан в установленном порядке безработным с 30 апреля 2020 года по 29 октября 2020 года, был установлен размер пособия по безработице на 6 месяцев, определены сроки выплаты.
Проведенной проверкой посредством системы межведомственного электронного документооборота истцом установлено, что Карвель А.И. с 25 марта 2003 года является учредителем и генеральным директором ООО "ИНФОСЕРВИС", о чем не уведомил Центр.
С момента начисления выплат до момента их окончания, за период с 30 апреля 2020 года по 25 августа 2020 года Карвель А.И. получил в качестве пособия по безработице 65 346, 73 руб, не имея на это права.
Приказами от 25 августа 2020 года N238П19717/204, 238Л19720/204, 238Л19732/204, 238Л19742/204, 238Д19772/204, выплата пособий и доплат к нему была приостановлена.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц с 25.03.2003 года руководителем и участником ООО "ИНФОСЕРВИС" является Карвель.., на момент регистрации в качестве безработного ответчик скрыл факт трудовой деятельности с целью незаконного получения социальных выплат в органе занятости с 30.04.2020.
Ответчику в установленном порядке было оформлено и направлено по почте уведомление о необходимости возврата незаконно полученных социальных выплат с приложением платежных реквизитов для оплаты. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее - Закон о занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В пункте 3 статьи 3 названного закона указаны категории лиц, которые не могут быть признаны безработными, в том числе лица, перечисленные в статье 2 Закона о занятости населения.
В силу абз. 10 статьи 2 Закона о занятости населения занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от т 25 мая 2010 года N 11-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина, положение абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.
В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, участники общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимают на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе в случае отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.
Формируя правовой статус участников хозяйственных обществ, законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная ими и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества дохода.
Таким образом, участник Общества с ограниченной ответственностью не вправе встать на учет в службу занятости и получать пособие по безработице, так как в соответствии с законом лица - учредители (участники) хозяйственных обществ, как безработные граждане не рассматриваются даже при условии, если это общество хозяйственную деятельность не ведет.
Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац второй пункта 2 статьи 12).
Следовательно, федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице. Иное правовое регулирование, допускающее признание участников общества с ограниченной ответственностью безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, имеющими достаточный для их достойного существования доход, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими дополнительного источника средств к существованию.
Исходя из приведенных положений закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, наличие статуса участника коммерческой организации признается законодателем критерием занятости гражданина и исключает признание его безработным независимо от получения участником дохода от деятельности общества.
При обращении в Центр занятости г.Москвы 13.04.2020, ответчик не мог быть поставлен на учет и получать соответствующее пособие, ввиду того, что, являясь одним из участников и учредителем, единоличным исполнительным органом коммерческой организации, независимо от фактического осуществления коммерческой деятельности и получения дохода, являлся занятым гражданином, при этом сведений о том, что он сообщил в Центр занятости о таких обстоятельствах или иным образом реализовал это заявление суду не представлено, а доводы ответчика о невозможности предоставления таких сведений своего подтверждения не нашли, поскольку при подаче документов дистанционно через интерактивный портал "Моя работа" (czn.mos.ru) при описании услуги "Регистрация в качестве безработного" положения ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 о лицах, которые не могут быть признаны безработными, приведены, а достоверность сведений подтверждается обратившимся лицом (л.д. 26-27, 49-50).
Таким образом, в период с 30 апреля 2020 года по 25 августа 2020 года Карвель А.И. получил пособие в сумме 65 346, 73 руб, тогда как он фактически не имел право на получение такого пособия как участник и генеральный директор Общества, получение пособия по безработице в спорный период ответчиком признано судом незаконным, поэтому выплаченные ответчику суммы признаны судом неосновательным обогащением и взысканы с него в пользу ГКУ ЦЗН г.Москвы в качестве неосновательного обогащения в размере 65346, 73 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 1102, 1109 ГК РФ, положениями Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 г. N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", пришел к верному выводу об удовлетворении иска ГКУ ЦЗН г. Москвы к Карвель А.И, оснований для отказа в иске ответчиком суду не представлено.
Отклоняя доводы жалобы о том, что служба занятости обязана была самостоятельно запросить все необходимые документы для установления обстоятельств, препятствующих признанию Карвель А.И. безработным, суд верно исходил из того, что на момент принятия решения о признании ответчика безработным, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N460, такой обязанности на органы службы занятости не возлагалось.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карвеля А.И. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.