Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, адресВ., при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес на решение Коптевского районного суда адрес от 05 августа 2022 года, которым постановлено:
"Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственной регистрации прав от 23.03.2022 КУВД - 001/2021-25785049/7.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Сочи) произвести государственную регистрацию Договора уступки прав требования от 14 декабря 2015 г, заключенного между ООО "Горные Апартаменты" и Астаниной Галиной Алексеевной по Договору участия в долевом строительстве N 42 Г от 29 января 2009 г.",
УСТАНОВИЛА:
Астанина Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав, возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора уступки прав требования, мотивируя свои требования тем, что 14 декабря 2015 года между ООО "Горные Апартаменты" и Астаниной Г.А. был заключен договор уступки прав требования по Договору участия в долевом строительстве N 42 Г от 29 января 2009 года. Предметом договора уступки прав требования является передача административному истцу прав требования в отношении места на встроенной автостоянке N 10А общей площадью 14, 9 кв.м, N 13Б общей площадью 14, 0 кв.м, N 30А общей площадью 14, 5 кв.м На протяжении долгого времени стороны Договора уступки не обращались за его государственной регистрацией в связи со значительными сложностями в эксплуатации Гостиничного комплекса, в котором расположены объекты, кроме того, ООО "Горные Апартаменты" уведомляло Астанину Г.А. о желании зарегистрировать Договор уступки, но в силу отсутствия денежных средств не могло это осуществить. Спустя время ООО "Горные Апартаменты" (ОГРН 1062320040364) было исключено из ЕГРЮЛ. Административный истец подала заявление о государственной регистрации договора уступки прав требования в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес, предоставив при этом все необходимые документы.
Уведомлением административного ответчика от 05 июля 2021 года процедура государственной регистрации прав приостановлена в связи с тем, что на регистрацию договора не предоставлено заявление одной из его сторон - ООО "Горные Апартаменты". 23 марта 2022 года Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес отказало в государственной регистрации договора уступки прав требования в связи с непредоставлением заявления о регистрации договора от ООО "Горные Апартаменты", с чем административный истец не согласен, поскольку она в полном объеме оплатила уступленное право требования, из чего следует, что договор уступки фактически исполнен, кроме того, указанный договор не был расторгнут или признан недействительным, правопритязания иных лиц к вышеуказанным объектам отсутствуют, в связи с чем Астанина Г.А. полагает, что она приобрела право требования по договору, ввиду чего отказ в его регистрации является незаконным.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца Астаниной Г.А. - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов настоящего административного дела следует, что 14 декабря 2015 года между ООО "Горные Апартаменты" и Астаниной Галиной Алексеевной был заключен Договор уступки прав требования по Договору участия в долевом строительстве N 42 Г от 29 января 2009 года.
Предметом Договора уступки прав требования является передача Астаниной Галиной Алексеевной прав требования в отношении следующих объектов:
- место на встроенной автостоянке N 10А общей площадью 14, 9 кв.м, - место на встроенной автостоянке N 13Б общей площадью 14, 0 кв.м, - место на встроенной автостоянке N 30А общей площадью 14, 5 кв.м.
28 марта 2016 года ООО "Горные Апартаменты" (ОГРН 1062320040364) было исключено из ЕГРЮЛ.
24 июня 2021 года Астанина Г.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес с заявлением о регистрации договора уступки прав требования от 14 декабря 2015 года, предоставив полный комплект документов, за исключением заявления со стороны ООО "Горные Апартаменты".
05 июля 2021 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес приняло решение о приостановлении государственной регистрации по причине отсутствия заявления ООО "Горные Апартаменты".
В связи с истечением срока приостановки Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Сочи) приняло решение об отказе в государственной регистрации договора КУВД-001/2021-25785049/7 от 23 марта 2022 года.
Принимая решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение административного ответчика является незаконным и подлежит отмене, поскольку договор уступки прав требования был подписан в соответствии с действующим на момент подписания законодательством, Астанина Г.А. в полном объеме оплатила ООО "Горные Апартаменты" уступленное право требования, следовательно, договор уступки права требования сторонами фактически исполнен, за исключением государственной регистрации перехода прав требования, кроме того, договор уступки не был расторгнут, и не был признан недействительным, правопритязания третьих лиц по отношению к предмету сделки отсутствуют.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
В соответствии с частью 5 статьи 18 названного Закона, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи Закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о недвижимости или иными федеральными законами.
Согласно пункту 9 статьи 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в случае ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности продавца, являющегося юридическим лицом, право собственности которого на отчуждаемый объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости осуществляется на основании заявления покупателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в этот реестр записи о ликвидации данного юридического лица или исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, а также предусмотренных договором купли-продажи документов, подтверждающих исполнение сторонами договора своих обязательств (в том числе по полной уплате цены договора, по передаче объекта недвижимости).
Анализируя изложенное и учитывая, что административным истцом представлены все необходимые документы, которые являются достаточным основанием для государственной регистрации договора уступки прав требования, заключенного между Астаниной Г.А. и ООО "Горные Апартаменты", оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 23 марта 2022 года об отказе в предоставлении государственной услуги является незаконным и подлежит отмене, на административного ответчика надлежит возложить обязанность осуществить государственную регистрацию указанного договора.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда адрес от 05 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 03 августа 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.