Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Милых М.В., при секретаре Шаутаевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-767/2022 по административному иску Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций к Крекотеню Всеволоду Станиславовичу о признании регистрации средства массовой информации недействительной
по апелляционной жалобе административного ответчика Крекотеня В.С. на решение Черемушкинского районного суда адрес от 30 августа 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) обратилась в суд с иском к Крекотеню В.С. о признании регистрации средства массовой информации (СМИ) - сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" от 30.08.2016 серия ЭЛ N ФС 77-66944 недействительной.
В обоснование требований административный истец указал, что 30.08.2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций зарегистрировано СМИ - сетевое издание "Агентство журналистских расследований "Правда Студия", учредителем является административный ответчик Крекотень В.С. В результате проведения внепланового мероприятия государственного контроля (надзора) выявлены нарушения. В уставе редакции СМИ указан фактический адрес: адрес, однако при регистрации СМИ был внесен адрес: адрес. Таким образом, сведения об адресе регистрации СМИ не соответствуют действительности. Заявления об изменении места нахождения редакции в регистрирующий орган не поступали.
Решением Черемушкинского районного суда адрес от 30 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Роскомнадзора.
Согласно абз. 3 ст. 2 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения. На основании решения о регистрации средства массовой информации в течение пяти рабочих дней заявителю выдается или направляется выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.
В соответствии с пунктом 24 "Административного регламента предоставления федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации", утв. приказом Роскомнадзора от 17 мая 2019 г. N 100, для регистрации СМИ (внесения изменений в запись о регистрации СМИ) заявитель предоставляет заявление, подписанное заявителем или его представителем.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации средства массовой информации должен быть указан, в том числе адрес редакции.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о СМИ к заявлению о регистрации средства массовой информации прилагаются документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных Законом о СМИ.
Перечень нормативно-правовых актов, содержащих список документов, подтверждающих соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных Законом о СМИ, закреплены в пункте 26 Регламента, в соответствии с которым для подтверждения указанных в заявлении сведений к заявлению в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1752-р "Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (внесении изменений в запись о регистрации) средства массовой информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 41, ст. 5789) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 N 1107 "Об утверждении перечня документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 26.10.2015, N 43, ст. 5966) прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность и содержащих сведения о месте регистрации (для заявителя - физического лица);
б) копии учредительных документов (для заявителя - юридического лица);
в) выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью (для заявителя - юридического лица) либо документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складочном) капитале юридического лица или о долях в уставном (складочном) капитале (для заявителя - иностранной организации);
г) копии документов, подтверждающих право использования доменного имени сайта в сети "Интернет" при учреждении сетевого издания;
д) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (для заявителя физического лица);
е) выписку из торгового реестра страны регистрации или иной эквивалентный документ в соответствии с законодательством страны регистрации учредителя (участника) юридического лица (для заявителя - иностранной организации);
ж) документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (при наличии).
з) документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины (по инициативе заявителя).
Таким образом, при оказании государственной услуги по регистрации средства массовой информации законодательно не закреплено требование подтверждения места нахождения редакции, в связи с чем Роскомнадзор не уполномочен проверять достоверность указанного в заявлении о регистрации адреса редакции.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о СМИ регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа, в случае если представленные заявителем в регистрирующий орган в соответствии со статьей 10 настоящего Закона сведения не соответствуют действительности.
В соответствии с пунктом 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Роскомнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
В соответствии с пунктом 9.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 38, на Управление возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания на адрес и адрес.
Как установлено судом, 30 августа 2016 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций зарегистрировано средство массовой информации - сетевое издание "Агентство журналистских расследований "Правда Студия", регистрационный номер ЭЛ N ФС 77-66944.
Учредителем СМИ является административный ответчик Крекотень В.С.
Согласно заявлению о регистрации СМИ сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" от 10.08.2016 учредителем заявлен адрес редакции СМИ: адрес.
В результате проведения внепланового мероприятия государственного контроля (надзора) в отношении сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" в 2018 году Управлением выявлены признаки нарушения ст. 11 Закона о СМИ, в соответствии с которой при изменении места нахождения редакции СМИ учредитель в месячный срок обязан уведомить об этом регистрирующий орган.
Так, в рамках проведения мероприятия установлено, что в уставе редакции СМИ указан адрес: Москва, адрес ул, д. 22, кв. 138, который не соответствовал адресу, заявленному при регистрации.
Кроме того, несоответствие фактического адреса редакции заявленному подтверждается результатом запроса в поисковой системе "Яндекс", согласно которому в списке организаций, располагающихся по адресу: адрес, редакция вышеуказанного сетевого издания отсутствовала.
В ответ на уведомление о составлении протокола об административном правонарушении в Управление направлены объяснения представителя главного редактора сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" фио о месте нахождения редакции, согласно которым у Крекотеня В.С. имеется договоренность с Аппаратом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и редакции издания выделен кабинет для осуществления деятельности по адресу: адрес
В адрес Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направлено письмо с просьбой предоставить заверенную уполномоченным должностным лицом информацию о размещении редакции сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" по адресу: Москва, адрес, с 2016 года по настоящее время (исх. от 05.04.2022 N 04ВМ-29975).
В ответ на указанное письмо от первого заместителя руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации фио поступило письмо (от 25.04.2022 N 2.01-26/28), согласно которому сетевое издание "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ни в какой период не аккредитовалось, а также отдельные помещения или обособленные рабочие места указанному изданию не предоставлялись.
Таким образом, в представленном в Роскомнадзор заявлении о регистрации средства массовой информации сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" сведения об адресе редакции СМИ не соответствуют действительности.
Дополнительных сведений, в том числе уведомлений Крекотеня В.С. - учредителя указанного СМИ об изменении места нахождения редакции в соответствии со статьей 11 Закона о СМИ, в регистрирующий орган не поступало.
Сообщения и материалы сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" распространяются на доменном имени pravdastudia.ru, заявленном при регистрации указанного СМИ.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об установлении факта представления учредителем СМИ при регистрации сетевого издания "Агентство журналистских расследований "Правда Студия" сведений, не соответствующих действительности, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о СМИ является основанием для признания регистрации СМИ недействительной.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 30 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июня 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.